|
Как решается проблема гуманизма в романе «Идиот»? (Достоевский Ф. М.)Князь Лев Николаевич Мышкин — главный герой романа Ф. М. Достоевского "Идиот". Создавая образ "положительно прекрасного человека", автор ставил задачу решить проблему гуманизма. Князь Мышкин задуман как человек, наиболее приблизившийся к идеалу Христа, в котором Достоевский видел главный символ веры для всех людей. Герой, будучи невинным ребёнком в душе, в начале повествования возвращается из далёкой горной Швейцарии в Россию. В Петербурге он сразу же погружается в водоворот страстей, интриг, борьбы. Оказавшись в мире эгоистов и собственников, людей, практически потерявших человеческое достоинство, подобных генералу Епанчину, аристократу Тоцкому, Ганечке Иволгину, купцу Парфену Рогожину, Мышкин тем не менее проповедует идеи искренней всепрощающей христианской любви, не стремится к самоутверждению, никого не судит и не обличает, не делит на друзей и врагов, на своих и чужих. Герой убежден, что каждому необходимо сострадание, что никто не может быть осужден навсегда за один грех. Это проявляется в отношении князя к Настасье Филипповне. Ещё в поезде, на пути в Петербург, Мышкин узнает о её печальной судьбе. Затем в доме у Епанчиных ему показывают портрет Настасьи Филипповны, и он восхищается красотой этой женщины и обнаруживает печать страдания в её лице: "...А она ведь ужасно страдала, а?". Более того, Лев Николаевич убежден, что эта героиня заслуживает не только страдания, но и уважения. Этими чувствами определяется отношение Мышкина к Настасье Филипповне на протяжении всего романа. В то же время князь олицетворяет истинное духовное сближение со всеми людьми. Самый показательный в этом плане эпизод — финал романа. Мышкин и Рогожин проводят последнюю ночь вдвоём у мёртвого тела Настасьи Филипповны. Герои — словно примирившиеся братья. Князь чувствует себя моральным соучастником убийства. И вся миссия Мышкина заканчивается, на первый взгляд, поражением. Он снова оказывается подвержен болезни и возвращается в Швейцарию. Читателю остаётся лишь верить, что герой смог возвысить людей над пошлостью, поднять до каких-то нравственных идеалов. Таким образом, любовь князя Мышкина остаётся непонятой, недоступной для других персонажей романа, а те, кто обнаружил в нём искренние чувства, пытались использовать их для собственной пользы. Все попытки сделать мир лучше оказываются обреченными. Автор даёт читателям понять, что воцариться рай на земле может только благодаря богу, а не простого человека. Тем не менее, Достоевский утверждает «веру в возрождение души человека» и стремление к победе добра над злом. Обновлено: Опубликовал(а): NikitaGorevoy Внимание! Спасибо за внимание.
|
|