|
Интеллигентное воровство по тексту Д. С. Лихачёва (ЕГЭ по русскому)В предложенном для анализа тексте Д. С. Лихачёв размышляет над вопросом: правильно ли различать интеллектуальное воровство от обычной кражи. Чтобы привлечь внимание читателей к волнующей его проблеме, автор изображает некую даму, без спросу взявшую книгу рассказчика и забывшую вернуть её хозяину. Однако эти оправдания «увлечённостью, тягой к культуре» писатель называет «нравственным дальтонизмом», который рассматривает с этической точки зрения. В качестве примера он приводит поездку «зайцем» в трамвае. Автор уверен, что не бывает малого или большого обмана, маленькой или крупной кражи.
Позиция автора предельно ясна: присвоение интеллектуальной собственности есть настоящее воровство, несовместимое с понятием достоинства человека. Трудно не согласиться с Д. С. Лихачёвым. Действительно, не существует деления безнравственных поступков на большие и малые. Ведь прощая себе малое бесчестие, можно легко опуститься до подлости. Оправдывая кражу или ложь, человек идёт против своей совести — то есть идет против себя, общественной морали и нравственности. Так, Н. В. Гоголь в поэме «Мёртвые души» создал весьма неоднозначного персонажа Павла Ивановича Чичикова, который не гнушался обмана, взяточничества и казнокрадства. Своё низменное поведение и цинизм, доходившие до торговли душами покойников, герой объясняет тем, что высокие моральные ценности лишь мешают достижению цели и его процветанию. Не терзаясь чувством вины или стыда, он лишь досадовал, что афера не удалась. Таким образом, мы понимаем, чтобы сегодня не девальвировались многие нравственные понятия и ценности, следует быть требовательнее и бескомпромисснее к собственной совести и к поступкам окружающих. Обновлено: Опубликовал(а): SamVm Внимание! Спасибо за внимание.
|
|