|
В чём схожи и чем отличаются друг от друга первая и последняя сцены пьесы М. Горького «На дне»? (ЕГЭ по литературе)В 1902 году Максим Горький создает драму “На дне”. Писатель затрагивает важные, вечные темы: спор о человеке и смысле его существования. Главные герои произведения обречены на гибель, они выброшены из жизни. В рассуждении о сущности человеческой личности важную роль играет композиция произведения: первая и последняя сцены пьесы связаны между собой. Рассмотрим, в чем они схожи и чем друг от друга отличаются. В экспозиции представлено описание ночлежки. “Подвал, похожий на пещеру”, в котором “всё — некрашеное и грязное”. Для людей со “дна” такие условия стали привычными. В первой сцене мы видим, как жизнь героев идет своим чередом. Настя читает книжку, Квашня хозяйничает, Бубнов сидит на нарах. Герои давно не верят в лучшую жизнь, принимают свою действительность и освоились в ней. С приходом Луки жизнь людей меняется. С помощью героя автор поднимает важную проблему правды и лжи. Старик вселяет в ночлежников ложную надежду в лучшее будущее. Своим добрым отношением, утешением он побуждает их верить: “Человек все может... лишь бы захотел”. В последней сцене герои так же размеренно играют в карты, поют песню, но в их жизни произошли значительные изменения. Анна умирает от чахотки. Пепел отправляется в Сибирь на каторгу из-за убийства Костылева. Развязкой становится весть об Актере, который убивает себя, потеряв надежду излечиться. “Эх... испортил песню...”, — говорит про него Сатин. Сопоставляя первую и последнюю сцену, мы видим, что в обоих фрагментах герои занимаются рутинными делами, они соглашаются со своей реальностью. Но образ Луки зажег на время ложный свет в сердцах ночлежников. С его уходом они потеряли мнимую надежду, которая воодушевила их и побудила к правильным мыслям (Пепел уже был готов бежать с Наташей, Актер надеялся отыскать лечебницу). Эти события выводят Сатина на его главный монолог о сущности человеческой личности. В его словах со своей позицией выступает сам Горький: “Человек — это звучит гордо”. Таким образом, сравнивая эти сцены, мы можем убедиться, что положение героев ухудшилось. В конце произведения ночлежники в большей мере осознали безысходность положения. Они убедились в беспросветности своей жизни. Обновлено: Опубликовал(а): Анастасия Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|