|
17. Как в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» представлен романтический конфликт мечты и действительности? (ЕГЭ по литературе)“Мцыри” — уникальное произведение не только XIX века, но и всей русской литературы. В поэме, написанной М. Ю. Лермонтовым звучит тема свободы, к которой как раз и стремится главный герой, Мцыри. Основную часть сюжета занимает исповедь героя, в которой он раскрывает свою душу и рассказывает о трех днях, проведенных вне монастырских стен, ставших самыми яркими в его жизни. Сам Мцыри является классическим примером романтического героя, представляющий собой “исключительную личность в исключительных обстоятельствах”, он сумрачный и одинокий, полный пламенных страстей, так и жаждет “пройти в родимую страну”. Увидеть её — главная цель Мцыри. Понять причины такого стремления, переживания и мысли героя, можно понять, обратившись к его прошлому. Еще будучи шестилетним ребенком, он был взят в плен и увезен из родных краев. В дороге он заболел и его оставили в монастыре, где монахи позаботились о нем и вырастили. С детства он обладал гордым характером, однако был “безмолвен, одинок” и всегда очень тосковал по родине, хотя со временем и привык к “плену”. Но кроме страданий Мцыри и познает обретения: в нем развивается сознание и самосознание, он задумывается над сложными философскими вопросами. Так, живя в монастыре, будучи несчастливым и несвободным, но стремясь к познанию родины, Мцыри решает “взглянуть на дальние поля и наконец “узнать для воль иль тюрьмы на этот свет родимся мы”. Поэтому в тот момент, когда он должен был принять монашеский обет, Мцыри сбегает из монастыря и стремится достичь “чудный мир тревог и битв”.. Для героя это не просто возвращение на родину и встреча с близкими, но и идеальное пространство, где он может быть свободным. Таким образом, в поэме присутствует еще один признак романтизма — двоемирие — мир мечты главного героя и окружающая его действительность. Монастырь, в котором жил Мцыри был для него тюрьмой, символом несвободы, невозможности выбора собственной судьбы. Кельи кажутся ему душными, сумрачными и глухими, монахи — стражами, которые затевают против него что-то недоброе, а он сам — узником. Он не хотел воспринимать ничего связанного с монастырем, не подпускал его к своему сознанию, а монахов, которые, по сути, его вырастили, не считал близкими. Образ монастыря — антитеза образу природы, с которой Мцыри чувствует свое родство. В отличие от мрачного и серого пространства монастыря, природа изображена живописно, в яркой цветовой гамме, в контрастах света и тьмы. В описании увиденного у Мцыри превалируют сравнения и эпитеты, что также говорит о его поэтическом восприятии реальности. Природный пейзаж играет большую роль в поэме и раскрывает характер и внутренний мир героя. Мцыри близок к природному миру силой страсти и жаждой жизни, еще наблюдая за ним из окна монастыря он потрясен его красотой. Не случайно герой совершает свой побег во время грозы: то, что страшило монахов, наполняло его чувством братства с природой, делало его бесстрашным. Силы природы участвуют в развитии личности Мцыри, придают ему духовных сил и делают его целеустремленным в поиске родины. Три дня, проведенные героем на свободе, становятся самыми лучшими в его жизни и вмещают в себя самые яркие впечатления. Ему кажется, что только вне монастыря он жил, а не прозябал. Вырвавшись на волю герой припадает к земле и слушает щебет птиц, пытается понять, что он значит, поднимает голову когда озолотится восток и понимает спор потока с камнями. Мцыри видит девушку и впервые чувствует себя влюбленным, но преодолевает этот соблазн уединенного счастья из-за стремления к родине. На лесной поляне он сталкивается с барсом и его “сердце вдруг зажглося жаждою борьбы и крови…”, сравнивая себя со зверем Мцыри признает что сам “был страшен в этот миг”. Несмотря на то, что он и барс были равновеликими соперниками Мцыри удается выиграть этот поединок, благодаря тому, что кроме жажды жизни у него есть идея. После этого эпизода, Мцыри подумал о том, что “быть бы мог в краю отцов, не из последних удальцов”. Однако выйдя из леса он обнаруживает, что вернулся туда, откуда бежал, потерял сознание и монахи принесли его обратно в монастырь. Так, погрузившись в пространство своей мечты, герой сталкивается с реальностью и осознает насколько велик дух человека и слабо его тело. Таким образом, Мцыри не удается познать “мир тревог и битв” в полной мере и после “трёх блаженных дней” он исповедовался перед монахом и вскоре умер, напоследок попросив похоронить его там, откуда “виден и Кавказ”. Герой так и не добивается своей цели и умирает на чужбине. Трагический финал жизни типичен для романтического героя, автор показывает, что воображаемый мир героя недостижим, однако прославляет героя борющегося до последнего вздоха за свою мечту. Обновлено: Опубликовал(а): Алена Череватюк Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|