|
17. В чём заключается драматизм судьбы Онегина? (ЕГЭ по литературе)“Евгений Онегин” — уникальное произведение не только XIX века, но и всей русской литературы. В романе, написанным А. С. Пушкиным, главный герой, Евгений , “молодой повеса”, “забав и роскоши дитя” представлен автором как “личный...приятель”. На протяжении всего произведения показана история формирования личности молодого дворянина и изменение его образа в результате различных жизненных обстоятельств. Личность Евгения сформировалась в петербургской светской среде, он принадлежит к высшему слою дворянства, получил типичное для этого слоя воспитание и образование. Деятельность героя не сильно отличается от деятельности других светских людей. Он не обременен службой, ведет беззаботную и полную развлечений жизнь. Его день начинается в то время как “Петербург неугомонный” уже давно проснулся, первым делом Евгений получает письма с приглашениями на различными мероприятия и выбирает куда ему сегодня поехать. После чего молодой человек, будучи очень внимательным к своему внешнему виду “три часа по крайней мере” проводит “пред зеркалами” и тогда едет в театр, либо на бал и возвращается уже под утро. Но “и завтра то же, что вчера”, так дни Евгения похожи один на другой, а его жизнь ему скучна. Ведь несмотря на принадлежность к светской среде, Евгений отличается от других её представителей и его не устраивает такой образ жизни, поэтому “рано чувства в нем остыли” и “русская хандра им овладела понемногу”. А его занятия скорее способ “убить время” и уйти от вопросов о смысле жизни. Евгений Онегин обладает незаурядными способностями, но не знает как их реализовать в жизни, отсюда разочарованность, скука, как следствие пустоты окружающей жизни. Кроме того герою характерны скептическое сознание, отличные от общепринятых суждения и поведение, что позволяет назвать Евгения “лишним человеком”. Получив в наследство дядино имение Онегин поселяется в деревне, надеясь что его жизнь хоть как-то изменится. Сначала новое положение его развлекает, но вскоре он убеждается, что здесь так же скучно, как и в Петербурге. “От нечего делать” он сходится с Владимиром Ленским и несмотря на то, что они разные как “лед и пламень” становятся друзьями. Однажды разозлившись на Ленского, Онегин начинает любезничать с его возлюбленной, Ольгой, после чего, на следующее утро получает записку с вызовом на дуэль. Дуэль стала первым серьезным испытанием для Онегина, которое он не прошел. Евгений не ожидал такой реакции и относился к вызову несерьезно, он специально старался нарушить правила дуэли: опоздал на неё, взял в секунданты лакея, но тем не менее дуэль состоялась. Опасаясь общественного мнения, Онегин не мог отказаться от дуэли и ему пришлось стрелять. Не желая убивать друга он делает выстрел бессознательно и в итоге убивает Ленского. Трагичный исход дуэли заставил героя, привыкшего к тому, что отношения с людьми зависят только от него, усомниться в себе и понять что есть ситуации не зависящие от его прогноза. Ещё одним испытанием для Евгения Онегина стало испытание любовью. С первой встречи с Татьяной герой чувствует ментальное родство с ней, видит особую душевную прелесть и получив её письмо с признанием в любви Евгений “живо тронут был”, но “резкий, охлажденный ум” не позволило ему в тот момент откликнуться на искреннее чувство. Любовь для Онегина предстает либо как “наука страсти нежной” или же как беспросветная скука семейной жизни, поэтому он “очень мило поступил с печальной Таней”, когда не воспользовался наивностью девушки и счел необходимым объясниться с ней. Однако спустя несколько лет Евгений вновь встречает Татьяну. За этот период оба героя внутренне очень изменились. Если на момент их первой встречи интеллектуальное превосходство было за Евгением, то теперь с этой точки зрения они на равных, но нравственное превосходство по-прежнему остается за Татьяной, она поражает глубиной своей натуры, внутренней силой. Онегин же изжил чувство собственного превосходства и стал по-другому воспринимать жизнь и людей, встретив Татьяну вновь он испытал любовь к уже величавой княгине. Теперь уже он пишет ей письмо с признанием в своих чувствах. Хоть “счастье было так возможно” и Татьяна по-прежнему любила Онегина она не могла быть с ним, так как “другому отдана”. Когда-то Онегин “свою постылую свободу… потерять не захотел” и теперь признает свою ошибку, но тем не менее быть с любимой женщиной он уже не может. Образ Евгения Онегина в финальных сценах произведения в значительной степени отличается от героя, представленного в начале. На протяжении сюжета меняется сам герой, его мировоззрение и отношение к окружающим. Финал романа А. С. Пушкин оставил открытым: возможно герой, будучи не способным построить семейную жизнь, будет искать возможность реализовать себя в общественной жизни. Обновлено: Опубликовал(а): Алена Череватюк Внимание! Спасибо за внимание.
|
|