Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Анализ пьесы «Вишнёвый сад» (Чехов А. П.)

Пьеса "Вишнёвый сад" была впервые поставлена на сцене в 1904 году в Московском художественном театре. Она никак не походила на привычный спектакль и не находила положительных отзывов критиков тех времен. Зато более поздние критики будут оценивать Чехова как новатора. Было отмечено, что в пьесе очень мало действий, не понятно отношение автора к героям, много лишних сцен и нет развития действий. Все привыкли видеть в пьесах какую-то интригу, ряд хитросплетений, коварства, измен и прочего, чего нет в Чеховских пьесах.

Зрители единодушно неодобрительно восприняли её из-за примитивности и нелепости сценария. Чехов использовал совершенно другие принципы драматического искусства, за что позднее и стал новатором.

Многие критики отзывались о пьесе "Вишнёвый сад" как о загадочном и живом произведении. Она звучит то драматически, то комически, и кажется, будто она такая разноречивая, ведь каждый после её прочтения может сделать разные выводы и найти идеологический смысл.

Действие пьесы начинается с того, что в помещичьем доме ожидают приезда хозяйки — Л. А. Раневской. Каждый из героев говорит о своём, и самое главное начинается с того, что купец Лопахин успокаивает Раневскую и говорит ей о продаже дома как спасения имения. Дальнейший разговор, как и сюжет, будет касаться вишнёвого сада, а вернее его спасения, никаких новых обстоятельств не появится.

В первом действии говорят о том, что вишнёвый сад должен быть продан, торги назначены. Во втором действии те же лица, Лопахин всех торопит к принятию мер. В третьем действии мы видим разгар торга, Раневская затевает странный бал, все танцуют, а в это время в городе проходят торги, и вдруг приезжает Лопахин. Неожиданно для читателей только то, что новым хозяином сада оказывается Лопахин, который предлагал способы спасения этого сада. В четвёртом действии все уезжают, дом будет заколочен, а сад вырублен.

Сюжет пьесы необычен тем, что никакой интриги и коварства в ней нет. Там, где не работают самые привичные механизмы, вызывающие наш интерес, включаются иные.

В пьесе много действующих лиц, поэтому трудно выделить главного и второстепенного героя. Раневская представляется всеми любимой, но в тот же момент достаточно легкомысленной. Некоторые оценят её как личность поэтичную, а кто-то ветреную и безрасудную.

Её брат Гаев ещё меньше похож на какого-то серьёзного героя, который должен вызвать сочувствие и внимание. Он вечно произносит нелепую, смешную речь, при этом любит ставить людей на место.

Поэтому нам трудно понять, высмеивает ли Чехов этих героев или с грустью сочувствует им. Кажется, что вместе с ними уходит и барская жизнь, а на смену дворянства приходят деловые люди, подобные Лопахину.

Лопахин не враждебно относится к Раневской, он даже пытается ей помочь. С одной стороны он хочет ей помочь, с другой для него сад — это место, где его унижали. И этот же Лопахин будет рубить деревья вишнёвого сада. Оказывается, ему почему-то хочется видеть гибель сада. При этом он достаточно неграмотен и нелеп, потому можно сделать вывод, что и он комический персонаж пьесы.

Петя Трофимов - вечный студент, любит Аню, говорит весьма революционные речи. Однако, несмотря на положительность речей Пети, в пьесе он не имеет важности.

Все остальные герои двоятся в нашем сознании. Они шутят, говорят невпопад, не слышат друг друга.

Чехов всегда давал названия своим пьесам по главным героям, что наводит на мысль, что главный герой в пьесе — Вишнёвый сад. Вряд ли Чехов имел ввиду какие-нибудь многозначительные паралели. Если так, то становится грустно при мысли о том, что вишнёвый сад никто не смог спасти. Чехов полагал, что написал комедию, так как произведение представляет собой совокупность комических образов. Но какая комедия кончается стуком топора и заколачиванием живого человека в брошенном доме?, который завершает свои собственные мысли словом "недотёпа", ставшем ключевым при оценке персонажей.

Чехов использовал один из важных художественных приёмов, непривычный как для нас, так и драматургов того времени — обилие комических звуков: причмокивание конфет Гаева, искаженные речи Шарлотты, падение ключей с рук Вари и многие другие. А есть звук, которому нет объяснения, он печальный и загадочный — таинственный звук порванной струны с неба, который звучит и в последнем действии, тем самым завершая его.

Вот он, заключительный аккорд — звук порванной струны, стук топора и словечко "недотёпа". Так, комедия завершается трагедией.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.