|
«Религия, искусство и наука — это ветви одного и того же дерева» автор А. Эйнштейн (ЕГЭ обществознание)Альберт Эйнштейн говорил: «Религия, искусство и наука — это ветви одного и того же дерева». В своем утверждении автор затрагивает тесную связь трех вышеупомянутых понятий, которые входят в состав духовной культуры. Идея у данных компонентов общего и единого остается актуальной для любого периода развития человечества. Проблема высказывания заключается в зависимости друг от друга религии, искусства, науки, т. е. в цельности их начала. Поэтому и изменения, происходящие в любом из названных институтов культуры, повлекут за собой последствия для других компонентов, действующих в духовной сфере. Что же такое духовная культура? Это совокупность духовных ценностей и творческой деятельности общества по их производству, освоению и применению. Она включает в себя такие элементы, как наука, право, мораль, религия, искусство и др. Все её составляющие, то есть правила, эталоны, законы, ценности, символы, знания, идеи, обычаи и язык — это продукты сознательного в человеке, того, создавалось на протяжении многих столетий. Рассмотрим три важных элемента духовной культуры. Во-первых, религия — форма приспособления человека к окружающей действительности. Ее целью служит удовлетворение духовных потребностей индивида, посредством веры в сверхъестественное, поклонения высшим силам и согласования жизни с требованиями безусловного начала. Во-вторых, искусство является практической деятельностью человека, которая направлена на освоение и создание эстетических ценностей для утоления нужды в выражении прекрасного. В-третьих, под наукой понимается форма духовной деятельности человека, направленная на производство знаний о человеке, природе и о самом познании, имеющая непосредственно цель постижения истины и получения объективных знаний. Во всех вышеуказанных компонентах важную роль играют идеальные (познавательные) потребности человека: необходимые для нормального развития человеческой индивидуальности, т. е. того, что подчеркивает своеобразие человека и отличность черт индивида от других людей. Так, на основе сказанного, хочется заметить, что человек, находясь в постоянных взаимоотношениях с культурой, обществом, на основе духовных потребностей формирует в себе индивидуальность, развивает свое духовное начало. Для подтверждения своей мысли приведу пример из истории. Известный русский иконописец, Андрей Рублев, на рубеже 13-14 века создавал удивительные работы святых, которые имеют большую значимость для всего православного мира. Однако его иконы являются не только выражениям религиозных чувств, знаний и веры. Они также являются формой бытия искусства, ведь произведения наделены живописной грамотностью, художественными образами и т. п. А благодаря познавательной деятельности ученых и реставраторов, данные работы выступают предметом научного познания: изучение способов, материалов, которыми пользовались художники для написания своих работ, является неотъемлемой частью научного знания. Такое сопоставление показывает, что три компонента имеют общую сущность, а вследствие человеческого развития, и дифференциацию. Другим аргументом может служить программа средней общеобразовательной школы. Так, обучающиеся на протяжении всего школьного курса изучают науку (математику, химию, физику), искусство (музыку, ИЗО), а так же касаются и религии (раздела обществознания, МХК), формируя в своем мировоззрении понимание трех сторон жизни. Таким образом, из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что культура, искусство и наука изначально возникли из нечто единого, общего побуждения общества — потребности человека в самопознании и окружающей действительности, а лишь затем получили непосредственное развитие. Обновлено: Опубликовал(а): Мария Соколова Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|