|
«Прогресс указывает только направление движения, и ему безразлично, что ожидает в конце этого пути — благо или зло» автор Й. Хейзинга (ЕГЭ обществознание)Й. Хейзинга мыслил: «Прогресс указывает только направление движения, и ему безразлично, что ожидает в конце этого пути — благо или зло». В утверждении автор затрагивает проблему развития общества. На самом деле, порой человечество не способно предвидеть результаты происходящих изменений, а лишь полагается на собственные надежды, которые не всегда подтверждаются. Так что же такое прогресс? Это направление развития по восходящей, которое характеризуется переходом от низшего к более высокому, от простого к усложненному и повышением стабильности, жизнеспособности людей. Он включает в себя относительность, то есть те области, которые неподвластны изменениям, а также противоречивость, то есть совершенствование тех сфер, которое приводит к ухудшению в других. Отсюда вытекает понятие регресса — направления развития по нисходящей, которое характеризуется движением от высшего к низшему, от сложного к упрощенному и падением устойчивости и качества жизни человечества. Часто для общественного развития используются два средства – революции и реформы. Первое — это коренные изменения во всех сферах или во многих из них посредством затрагивания основ существующего социального строя. Революция подразделяется на кратковременную и долговременную и является более мощным инструментом. Второе — это усовершенствование в какой-либо сфере с помощью постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальных структур общества. Реформы бывают и прогрессивные, и регрессивные. Так, на примере последнего, приведу их последствия в динамике развития общества. Для подтверждения своей мысли обратимся к источнику СМИ. Посмотрев передачу о деятелях, внесших большой вклад в становление нашей страны, было упомянуто имя Александра II. Например, одной из прогрессивных реформ императора стала образовательная инициатива, которая позволила получать знания женщинам в специальных гимназиях, начальное образование крестьянским детям в школах и другое. Так, данные изменения привели к просвещению людей, овладеванию их новыми навыками и знаниями, что обеспечило духовный прогресс в обществе, то есть благо. Другим примером может стать аргумент из истории. Во времена правления Александра III император, как и отец, провел ряд реформистских изменений в системе образования, но уже регрессивных. К примеру, он запретил принимать в гимназии детей низших социальных сословий, а выпускники реальных училищ теряли право поступать в университеты. Таким образом, эти преобразования повлекли за собой сокращение роста образованности людей, снова начал снижаться уровень грамотности населения, то есть начался регресс в духовный сфере, то самое зло. Из всего вышесказанного хочется сделать вывод, что, действительно, общественный прогресс не дает четкого понимания всех происходящих изменений, которые принесут либо пользу, либо вред людям. Обновлено: Опубликовал(а): Мария Соколова Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|