Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Романы Джорджа Оруэлла «1984» и Евгения Замятина «Мы» — какой финал трагичнее? (Сравнительный анализ)

Как и все антиутопии, романы Джорджа Оруэлла «1984» и Евгения Замятина «Мы» достаточно трагичны. Порабощение индивидуальности и приведение всех граждан к единому стандарту — главные цели тоталитарных государств, освещающихся в произведениях. Выделяются «из толпы» те, кто позволяет себе волю и следует желаниям, те, кто имеет выдающиеся способности и талант. Они — враги народа, которых нужно искоренить.

Каждый человек — «винтик» в тоталитарной системе, но, если одна деталь ломается, останавливается и целый механизм, поэтому любая инициатива, меняющая небольшой аспект жизни граждан, обрубается на корню, а людей, пытающихся что-либо предпринять, пытают до потери рассудка. Именно так случилось и с главным героем романа «1984» Уинстоном.

Начиная вести дневник, он уже понимал, что попал в лапы Старшего Брата, который отслеживал его действия целых семь лет с телекрана. Девушка Джулия, будучи бунтаркой по натуре, лишь подтолкнула его к страшной пропасти, на дне которой — отказ от собственных помыслов. В камере для пыток министерства любви Уинстона первым делом пытались сломать физически: «Били кулаками, били дубинками, били стальными прутьями, били ногами». Следователи путали его мысли, постоянно привирали и находили любое противоречие во всем, что говорил Уинстон. Однако потом боли были лишь сопутствующим фактором в течение допроса О’Брайена. Долгое время у Уинстона всё ещё теплилась надежда на то, что он, внутреннее оставшись самим собой, сможет признаться партии и дать все необходимые показания. «Но партия, — говорил О’Брайен, — не довольствуется негативным послушанием и даже самой униженной покорностью. Когда вы окончательно нам сдадитесь, вы сдадитесь по собственной воле». После сотни перенесенных пыток Уинстону заготавливают клетку, наполненную крысами, которые были страхом его детства. В жуткой панике и беспомощности Уинстон решился на самую отчаянную меру: он предал чувства к Джулии, к самому близкому человеку, и сердцем окончательно отказался от своих убеждений. Партия поработила еще одну личность: «Он был похож на себя прежнего, но это был другой человек». Встретившись с Джулией, герой абсолютно ничего не чувствовал, в его груди что-то было вытравлено и выжжено. Уинстон спокойно сидел в кафе, пил алкоголь, слушал телекран, передававший вести с фронта, и смотрел на портрет с олицетворением Партии. «Он одержал над собой победу. Он любил Старшего Брата», — такого было окончание борьбы с злейшим врагом — антигуманистическим государством.

Достаточно сильное влияние на Джорджа Оруэлла оказала антиутопия Евгения Замятина «Мы». В данном произведении вместо обычных имен у людей были нумеры, начальные гласные и согласные звуки которых обозначали принадлежность к полу. Сквозь стеклянные дома Единого Государства можно было видеть любое действие жителя. Всё в их дне было распланированно и делалось по зову Скрижали, вплоть до интимных часов. Д-503, возвеличивая точную арифметическую систему устройства мира, боролся с собственной сущностью. Иррациональная, неподдающаяся воли материя была всего лишь простой человеческой любовью, а объектом зародившегося чувства — I-330, олицетворяющая бунт и стихийное начало, как и Джулия — девушка Уинстона. Девушка рождала в нем запретные мысли, а из нутра Д-503 вырывались плотские желания, которые он не в силах был сдержать. Обнаружение Зеленой Стены, за которой бурлил свободный мир, еще больше заставляло думать о недостижимом. В великий День Единогласия раскрылись истинные намерения граждан, которые выступали против системы. Бунт не удался, взорванная Стена отступила назад. Д-503 в результате медицинской операции лишился возможности фантазировать. В отличие от Уинстона в романе “1984”, который сдался партии по собственной воли, Д-503 насильно заставили отказаться от своих убеждений. Он перестал существовать как личность и отметил в своих записках: “Я уверен — мы победим. Потому что разум должен победить». В Машине Благодетеля холоднокровно пытали I-330, которая на глазах Д-503 умерла, не выдав и единого слова. Джулия же осталась жива, но потеряла какие-либо чувства к Уинстону. Живые люди, «игрушки» в руках Единого Государства, вновь были вынуждены служить Благодетелю и прославлять тоталитарную систему. Однако О-90, близкий друг Д-503, не мирилась с происходящим. Ей запретили вынашивать детей из-за маленького роста, но воспроизведение рода было ее главным предназначением. Поэтому она бежала за Зеленую стену вместе с еще несколькими нумерами, чтобы на свет появился человек, а не раб системы.

По моему мнению, трагичнее всего финал романа Джорджа Оруэлла «1984», потому что он не оставляет надежду на то, что в государстве люди сломят сложившуюся систему и наконец-то обретут свободу. Существование обитателей за Зеленой стеной в произведении “Мы” говорит о том, что еще остались люди, не порабощенные идеологией, и, возможно, именно они станут тем самым лучом света в темном царстве. В произведении “1984” у главных героев существовала всего лишь иллюзия, заключающаяся в создании нового демократического государства.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.