Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




«Мысль семейная» в романе-эпопее «Война и мир» (Толстой Лев Н.)

В романе Л. Н. Толстого «Война и мир» изображена жизнь населения России в период военных кампаний 1805 - 1807 годов и Отечественной войны 1812 года. Несмотря на обилие батальных сцен, философских рассуждений автора, в центре всего романа стоит семья. И не спроста, ведь, по мнению самого Толстого, семья — это фундамент всего общества, его неотъемлемая часть, которая способствует формированию личности. Именно в кругу близких людей закладываются моральные ценности, социальные нормы и культурные традиции.

Автор романа показывает нам жизнь трех светских семей: Ростовых, Болконских и Курагиных, раскрывает нам атмосферу, в которой воспитывается новое поколение, взаимоотношения родственников и главные ценности семьи.

Вопреки несхожести семейных кругов, связи между ними достаточно разнообразны и порой непредсказуемы.

Первый раз мы встречаемся с добродушной и гостеприимной семьей Ростовых на именинах графини. Не понаслышке в Москве сильна родственная близость: люди собираются не по долгу и службе, а по причине празднества. Перед нами предстает атмосфера искренней радости, поддержки, гармонии и взаимопонимания. В семье царит единство: все переживают взлеты и падения вместе и делятся как хорошими новостями, так и плачевными событиями. После каждой катастрофы, например, проигрыша Николая сорока тысяч в карты, Ростовы начинают жизнь с чистого листа. Исключительные черты семьи заключаются в способности жить на широкую ногу, даже когда средства не позволяют, а также стремлении помочь каждому. Отличает Ростовых и любвеобилие, и сиюминутность их желаний, и своеобразная порывистость, которая иногда не доводит до хорошего. Граф и графиня Ростовы — гостеприимные, добродушные люди, которые соглашаются на помощь без рассуждений и чувства обязанности, как князь Василий Курагин. Наташа Ростова — это непосредственная и естественная девушка, непостоянная, как сама жизнь. Петя — любимец матери, младший из Ростовых, чуткий и отзывчивый, готовый совершить подвиг ради спасения Отечества. Николай — вполне рассудительный, не умеет прятать свои эмоции за маской. Соня — неродная дочь Ростовых, но и та растёт бескорыстной и доброй, потому что чувствует теплоту, любовь и заботу, что царит в семье. Среди остальных выделяется лишь старшая дочь Вера — холодная, злая и эгоистичная графиня, ставшая такой по причине влияния княгини Друбецкой, она гордится тем, что не имеет отношения «ко всяким там нежностям». Семья Ростовых проявляет настоящий патриотизм, что очень показательно в «мысли семейной». Николая изначально записывают в гусары, а после он и не видит для себя другого призвания. Петя печально погибает на поле битвы молодым, защищая Родину. Пока французы продвигаются к Москве, Ростовы принимают важное решение: отдать повозку с нажитым имуществом всем нуждающимся в тот момент, а дом представить для укрытия раненых и людей, защищавших город.

В отличие от Ростовых, Болконские любят друг друга, проявляют естественные чувства, но до крайности сдержанны. Отношения в семье спокойные и ровные, без каких-либо потрясений. В семейном кругу преобладает чувство чести, долга и рациональности, Болконские тщеславны до такой степени, что верят в свою принадлежность к древнему роду: портрет одного из Рюриковичей весит в столовой дома на Лысых Горах. Старый князь Болконский считает, что «есть только две добродетели: деятельность и ум», поэтому самостоятельно учит с дочкой Марьей математику, геометрию и другие науки, пишет военные приказы для царя, работает на станке. Старый князь даже принимает участие в войне: когда Наполеон идет на войну, он становится главнокомандующим ополчения. Княгиня Марья же панически боится отца — страх парализовывает её, но со временем свыкается с его гневом и также продолжает забоится о нем. Она отличается чистотой помыслов, жертвенностью: постоянно молится за брата Андрея и помогает «божьим людям». Хоть княгиня и не была красивой, имела тяжелую походку, но обладала лучистыми и большими глазами. Её брат, Андрей Болконский, в поиске своего призвания желает принести пользу людям и посему участвует в работе комиссии Сперанского. После рассказа отца о походах Суворова, уходит служить и просит отца позаботится о его сыне. На поле Аустерлица у князя меняется понятия счастья: от желания пожертвовать всем ради минутной славы до принятия того, что жизнь и есть настоящие счастье. Так Андрей впервые отказывается от фамильной черты — тщеславия. Несмотря на данное Андреем слово никогда больше не участвовать в битвах, ради спасения Отечества он снова встает в строй и участвует в Бородинском сражении, где получает ранение в живот, после которого погибает. Так каждый из Болконских лично или косвенно помогал России в период потрясений.

Семья Курагиных совершенно отличается от двух раннее представленных. Курагиных нельзя назвать полноценной семьей — это скорее группа проживающих друг с другом людей. Они живут лишь инстинктами, в них есть грубое начало. Князь Василий Курагин — человек с плоским выражением лица, говорит по привычке «как заведенные часы», холодным, скучающим тоном, лениво, как актер говорит роль старой пьесы. Он лицемерный, меркантильный до ужаса, озабоченный лишь собственным состоянием, нечистоплотный в делах. О спасении Отечества он совершенно не думает: все время приспосабливается к ситуации и постоянно меняет мнение о Наполеоне, о Кутузове, о Багратионе и других лицах. Есть у него и дети: Анатоля, Ипполита и Элен, которые для князя Василия — обуза его существования. Элен является совершенно пустым человеком, в нет ни души, ни сердца, хоть и имеет античную красоту тела («мраморная белизна плечь»). Часто она принимает такое выражение лица, какое есть у её собеседников, потому что совершенно не разбирается в обсуждаемых ими темах. Она старается развратить даже самое чистое и непорочное — Наташу Ростову, разрушает жизнь Пьера Безухова. Её брата Анатоля интересуют кутежи, всякого рода празднества, женщины, но, несмотря на это, он участвует в Бородинском сражении, где теряет ногу. Ипполит же считается умственно отсталым, «покойным дураком», который говорит на ломаном русском и смеется над своим же анекдотом. Таким образом, в семье царит разврат, пошлость, подлость и приспособленчество.

Можно сделать вывод, что только в понимании, любви и взаимном уважении молодое поколение будет гармонично развиваться и питать опыт своих предков, а закладывание правильных моральных принципов и нравственности – это залог успешного будущего страны, прочного фундамента для её развития.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.