Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




8. Чем объясняется ирония Базарова по отношению к представителям старшего поколения? 9. Кто из отечественных писателей обращался к теме «отцов и детей» и в чём их позиция созвучна проблематике тургеневского романа? (ЕГЭ по литературе)

8.

В романе И. С. Тургенева “Отцы и дети” ирония Базарова по отношению к старшему поколению объясняется его приверженностью к новому течению — нигилизму — и присутствием в его миропонимании максимализма. Так, из-за того, что Базаров нигилист, он отрицает абсолютно все проявления искусства (“Стихи он напрасно читает”), а аристократов считает бесполезными людьми для общества и прогресса (“Щегольство какое в деревне, подумаешь”).

И Базаров мог бы терпимее относиться как к дворянам, так и просто к тем, кто любит искусство, но из-за своего максимализма он не может такого допустить, поэтому и принять то, что “старенькие романтики” до сих пор существуют, герой тоже не может. Базаров — ярый приверженец нигилизма и максималист, поэтому его отношение к старшему поколению столь иронично.

9.

К теме “отцов и детей” обращался не только Тургенев, но и А. С. Грибоедов в комедии “Горе от ума” и Островский в пьесе “Гроза”.

Так, в “Горе от ума” к “отцам” относится Фамусов, а к “детям” Чацкий. Фамусов также, как и Павел Петрович Кирсанов, относится к тем, кто придерживается старых взглядов. Он считает, что для улучшения своего положения нужно обязательно льстить и угождать точно также, как это делалось и до него (“...Низкопоклонник и делец, // Достоинствами наконец // Он будущему тестю равный…”), в то время как Чацкий придерживается более современных взглядов. Он не приемлет лести и чинопочитания и хочет, чтобы и остальные служили Отечеству честно (“Служить бы рад// Прислуживаться тошно”). И Чацкий, также как и Базаров, хочет доказать старшему поколению свою правоту. Но если Базарова “победить” так и не получилось, то Чацкого “фамусовское общество” смогло “убрать” — они объявили его сумасшедшим, после чего Чацкий уезжает (“Вон из Москвы// Сюда я больше не ездок”). Оба героя пытались доказать представителям другого поколения верность своего мнения, но не удалось.

А в драме “Гроза” представителем “отцов” была Кабаниха, считающая, что все должны придерживаться домостроя и следовать только его правилам. Но все её планы рушат представители “детей” — Катерина Варвара и Тихон. Катерина с самого начала не могла подчиняться требованиям Кабанихи, и как бы та на неё не давила, не поддавалась её воле. Варвара хоть и делала все то, что говорила её маменька, но в мыслях всегда была с ней не согласна, а в конце пьесы она вообще сбегает со своим возлюбленным из дома. Тихона же, всегда подчинявшегося воле Кабанихи, всколыхнула смерть Катерины, и он прямо выступил против матери (“Это всё ты…”).

Таким образом, во всех трех произведениях показана тема “отцов и детей”: стремящиеся подавить “отцы” и неподчиняющиеся “дети”.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.