Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




17.1 Почему роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» назван в критике социально-психологическим? (ЕГЭ по литературе)

Роман «Герой нашего времени» многие литературоведы определяют как первый в России социально-психологический роман, потому что в основе его лежит изучение внутренней жизни человека, то есть история души личности. Конфликт Печорина с самим собой вследствие «врожденной противоречивости характера» является конфликтом психологическим, однако молодой офицер находится в конфликте не только с самим собой, но и с обществом, и его психология раскрывается и во взаимодействии с окружающим миром, следовательно, перед нами конфликт социальный.

Название романа уже указывает на актуальные социальные вопросы.

Главный герой романа, русский офицер Печорин, показан как сложный и противоречивый человек, который сам характеризует себя в исповеди как человека с врожденной противоречивостью характера, который всю жизнь провел в борьбе с собой и светом. История души Печорина раскрывается в его дневниках. Основной вопрос, который пытается решить Печорин, — это вопрос о смысле жизни: «Зачем я жил? Для какой цели родился? А верно она существовала и верно была назначена мне высокая, но я не угадал этого назначения…». В дневнике представлен самоанализ, который направлен на формирование личности Печорина. Мы видим, что существует «два Печорина»: один живет, совершает недостойные поступки, а другой их судит и анализирует. Если первый Печорин — это скептик и циник, разочарованный в жизни, то у второго огромная жажда жизни. Если первый относится к женщинам цинично, не верит в любовь, то второй их любит. Если первый ощущает безнадежность, осознает свою обреченность, мрачно относится к окружающей действительности, то второй стремится любить весь мир. Желая достичь гармонии, Печорин бешено гоняется за жизнью, но в силу своего характера быстро во всем разочаровывается, и все попытки найти гармоническое равновесие заканчиваются трагически. С глубоким психологизмом Лермонтов описывает этапы становления души героя, который судит сам себя настолько строго, что вызывает сострадание читателя своим «несчастным характером». В итоге внутренней борьбы у Печорина умирает лучшая часть души. Роман построен таким образом, что каждый персонаж служит раскрытию какой-либо стороны характера главного героя и композиция романа подчинена одной цели: проследить историю жизни героя всесторонне и глубоко исследовать его характер как героя своего времени. Следовательно, «история души человеческой полезнее истории всего народа, особенно когда она – наблюдение ума зрелого над самим собой…».

Григорий Печорин ощущает трагическое одиночество, потому что он не может принять ценности общества, в котором он живет. В главе Княжна Мэри показан конфликт Печорина с дворянством, которое является социально-близкой средой. Этот конфликт складывается из многих факторов. Во-первых, из лицемерия, примитивности водяного общества, а также из его неспособности понять и принять Печорина таким, какой он есть. Появление двойника Печорина, Грушницкого, делает этот конфликт драматичным, так как заканчивается убийством на дуэле. В Грушницком сосредоточено все, что не принимает Печорин, и герой чувствует, что он когда-то встретится с ним на одной узкой дорожке. Водяное общество, с точки зрения Григорий Печорина, насквозь фальшиво, его представители способны на обман, у них нет духовных запросов. Это общество считает Печорина неприятным, зазнавшимся. Грушницкий, как представитель светского общества, является карикатурой на Печорина и присваивает себе чувства, которые, на самом деле, испытывает Печорин. Социальный конфликт заканчивается дуэлью, в которой убит Грушницкий, который даже на грани жизни и смерти не в состоянии проявить честь и порядочность.

Таким образом, в итоге двойного конфликта мы видим, что сформировался так называемый лишний человек, который не нашёл своего место в общество, не смог примириться с самим собой. Душа героя постепенно умирает, «становясь бесплодной почвой.» Жизненный путь Григория Печорина, его метания и страдания — это не единичный случай, а типичное поведение человека тридцатых годов. Печорин — не злодей, а жертва болезни общества в целом, диагноз которому поставлен, а средство не найдено.

Обновлено:

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.