|
17.1. «Светлана» В. А. Жуковского как романтическая баллада (ЕГЭ по литературе)Баллада В. А. Жуковского «Светлана» является вольным переводом «Леноры» Г. А. Бюргера, но под пером русского писателя она стала подлинным русским произведением. Ее относят к лиро-эпическому жанру, направлению романтизм, удовлетворяя всем необходимым признакам этого направления. Жуковский использует стиль фольклорного сказочного повествования, воспроизводит черты русского быта, народных обычаев, обрядов. Основными мотивами произведения стали борьба добра и зла и тоска о потере возлюбленного. В романтических произведениях главный герой одинок и печален, чаще всего он находится в поисках своей любви, которая сделает его жизнь счастливой. Красавица Светлана не находит себе места на празднике. Её сердце охватывает тревога и глубокое чувство одиночества без своего возлюбленного: «Милый друг далеко;/ Мне судьбина умереть/ В грусти одинокой». Её любовь движет сюжетом, ведь именно она провоцирует православную девушку на гадание. Она же дает силы невесте ждать и надеяться на возвращение жениха. Романтизму присуще изображение чувств и переживаний главного героя. В начале баллады автор создает образ Светланы как опечаленной девушки, мучающейся в неведении о том, что с её возлюбленным. Душевные терзания главной героини вынуждают её обратиться к потусторонним силам, и это послужило причиной появления мистического мира, противопоставленного реальному. Действия «Светланы» разворачиваются во сне девушки, где нет ничего рационального. Всё, что происходит в этом мире, нереально и является лишь проекцией переживаний Светланы. Автор нагнетает атмосферу, кульминацией становится встреча Светланы с мертвым женихом. Страшный мир мертвых пропадает, как только Светлана пробуждается ото сна. В реальной жизни Светланы есть свет и надежда. Романтические произведения переполнены изобилием тропов, аллегорических образов и символов. В балладе «Светлана» отдельное место занимают художественные детали, представленные выразительными эпитетами и метафорами: «Все в глубоком мертвом сне,/ Страшное молчание». Образ природы передаёт мрачную атмосферу, царящую во сне Светланы: «Вдруг метелица кругом;/ Снег валит клоками;/ Чёрный вран, свистя крылом,/ Вьётся над санями;/ Ворон каркает: печаль!». Автор, используя литературные тропы, пейзаж и интерьер. С помощью художественных приемов автор окрашивает произведение, придавая романтическое настроение балладе. Таким образом, Жуковский помещает главную героиню своей баллады, романтического героя, между двумя мирами, где она встречается с испытанием веры, что свойственно романтизму. «Светлана» — это романтическая баллада, где в центре художественной системы располагается Светлана, ее главный конфликт – проблема настоящего и мистического мира. Нереальность происходящих в произведении событий, развернувшихся на фоне рождественских гаданий, потусторонний мир, и вынесенные на первый план переживания девушки позволило Жуковскому написать лиро-эпическое произведение в лучших традициях русского романтизма. Обновлено: Опубликовал(а): Дарья Арутюнян Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|