|
Вы здесь: Критика24.ру › Тургенев И. С.
Анализ рассказа «Певцы» (Тургенев И. С.)В центре рассказа И. С. Тургенева «Певцы», как и во всем цикле «Записки охотника», простой русский народ. Писатель раскрывает особенности русского характера, рассказывает о талантливости русского человека, о том, как он живёт, подчеркивает грань между душевной красотой и ничтожностью обыденной жизни. Действие рассказа происходит в селе Колотовка, изрытое страшным оврагом. Неприметное и даже уродливое сельцо известно многим. Центром села стал Притынный кабак целовальника Николая Ивановича, где напивается русский мужик — так отводит он душу. Николай Иванович — личность скрытная, расчётливая. Он имел дар притягивать к себе людей, и в его заведении всегда было полно народу. Интересен его кабак состязаниями музыкальных талантов. Рассказчик — сам писатель в роли охотника — зашёл к Николаю Ивановичу в беспощадно жаркий день напиться квасу или пива и стал свидетелем поединка двух певцов. В Притынном кабаке собралось много народу. Люди все разные и по уровню жизни, и социальному происхождению. Но пришли они послушать песни, и с нетерпением ждут выступления музыкантов. Музыкальный бой проходит между двумя певцами: рядчиком из Жиздры и деревенским парнем Яшкой-Турком. Писатель подробно останавливается на внешности и характере обоих певцов. Чувствуются противоположности натур. Яшка-Турок — молодой парень 23 лет, рабочий на бумажной фабрике, а по натуре художник. Он очень впечатлителен, тревожен, неровен. В ожидании выступления он находится в состоянии нервной лихорадки. Городской рядчик держится очень уверенно, много и бойко болтает. Он богат. Яшка беден. Во время решения, кому выступать первому, они бросают в картуз свои жребии: Яшка надкусанный грош из кармана, рядчик новый грош из добротного кошелька. Они два антипода во всём. И песни у них разные, и исполнение тоже. Первым вступает рядчик. Голос у него «приятный и сладкий». Особенность его исполнения в виртуозной игре голосом: «он заливался и переливался сверху вниз». Верхние ноты ему давались легко. Песня была веселой плясовой. и пел он её с залихватской удалью. Слушатели подбадривали его выкриками. Это ободряло певца, он очень старался и «неистово играл голосом». Яшка в восторге закричал ему: «Молодец». Песня зажгла всех. Рядчика поздравляли, прочили ему победу. Яков исполнял песню совсем по-другому. Первый звук его голоса, «трепещущий и звенящий», сразу взволновал всех. Его надтреснутый голос звенел «грустной скорбью». Это была песня «Не одна во поле дороженька пролегала». В ней звучала «русская правдивая, горячая душа», сострадание, горечь. Она приникала в души слушателей, задевала за живое. Это было совсем другое воздействие на людей. Автор чувствовал, как в душе закипали слёзы. Плакала жена целовальника. Плакал мужичок в углу. Тяжелая слеза катилась по щеке Дикого-Барина. Люди потупились, слушая сердцем песню, испытывая душевные переживания. И после окончания исполнения все застыли в оцепенении. Рядчик первый откликнулся на исполнение: «Ты выиграл». Встрепенулись и другие. Соприкосновение с прекрасным возвышает душу человека. Но переход к действительности смотрится особенно отвратительно. Рассказчик сразу удалился из кабака, чтобы не видеть пьяного разгула. Позже, покидая село, он проходит мимо питейного заведения и видит неуемное безобразие. «Всё было пьяно». Яков осипшим голосом поет уличную плясовую песню, щиплет гитару. Такова судьба гения. Горечь чувствуется в этой безобразно пьяной картине. Это судьба простого русского мужика. Заканчивает свой рассказ писатель голосом мальчика, зовущего Антропку, который спрятался в овраге. Радостное озлобление звучит в голосе зовущего, когда он сообщает, что «тятя хочи-и-ит высечь» Антропку. Это судьба всей Колотовки и ей подобных сел. Грустная действительность крепостной России середины 19 века. Обновлено: Опубликовал(а): MGA Внимание! Спасибо за внимание.
|
|