|
Цитата: «Некоторые неписаные законы тверже всех писаных» — Сенека (ЕГЭ обществознание)Сенека, римский философ, поднимает в своём высказывании проблему взаимосвязи права и иных регуляторов общественной жизни. Мыслитель считает: в некоторых случаях традиции и обычаи, моральные, религиозные нормы, обладают большей силой влияния, чем законодательные. Такое случается тогда, когда «неписаные» правила имеют большее значение для населения, чем «писаный» закон и лучше исполняются. Нельзя не упомянуть об актуальности этой проблемы: не всякий вопрос общественной жизни регламентирован правовыми нормами. Что же такое право? Это система объективных, общеобязательных, формально определенных и утвержденных государством правил поведения. Мораль — это правила поведения, основанные на понимании «добра» и «зла», существующие в общественном сознании и подкрепляемые мерами осуждения, обычай – стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определённом обществе и является привычным. Традиция – установившийся порядок в поведении и быту. К соотношению этих понятий часто обращались мыслители Нового времени. Итак, почему же вышеперечисленные регуляторы иногда оказываются сильнее законов? Прежде всего, право не может контролировать все стороны общественной жизни — люди подвластны ему только в тех областях, в которых господствует государство. Обратимся к примеру из жизни: террористический акт 11 сентября 2001 года («башни-близнецы») был совершен людьми, руководствующимися прежде всего религиозными нормами – так был выражен протест против «неверных» немусульман. Таким образом, действительно, не всегда нормы права сильнее «неписаных законов». Также следует отметить, что традиции и обычаи закономерно преобладают на первых этапах зарождения государства. Обратимся к истории славян: первый сборник законов был создан только в 11 веке при Ярославе Мудром. Но общеизвестно, что «официально» русское государство было образовано в 862 году. Чем же руководствовались первые древнерусские князья при управлении обществом? Даже если и появлялись в то время отдельные законодательные акты, скорее всего, основной опорой были именно традиции и обычаи, нормы религии и мораль. Население просто не было готово их принять «силу закона» и повиноваться ему. В те времена на Руси право значительно уступало остальным нормам. Итак, подведем итог. Невозможно не согласиться с точкой зрения Сенеки: очень часто мы сталкиваемся с тем, что закон не обладает определяющим воздействием на людей. Неписаные нормы преобладали не только при зарождении государственности - они могут играть более значительную, чем право, роль и в современных странах. Обновлено: Опубликовал(а): FunShot Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|