Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




«Дождь» М. В. Кульчицкий (Анализ стихотворения, стиха)

Стихотворение «Дождь» написано в 1940 году, когда Михаил Валентинович Кульчицкий учился в Литературном институте имени А. М. Горького. Для более глубокого и точного анализа вспомним все известные нам «Дожди» других русских поэтов и проследим связь между ними и изучаемым нами стихотворением. Виктор Гончаров, например, через образ дождя пытался донести до читателя своё настроение и чувства: «Я сегодня — дождь. Пойду бродить по крышам…»; Николай Заболоцкий представлял дождь «Зародышем, выкормленным тучей…», и в его стихотворении не вода «таранила» землю, а земля «пила» воду; в поэзии Афанасия Фета дождь - мягкое и нежное явление, среди солнечного весеннего дня он незаметно подкрадывается и роняет свои первые капли на листья деревьев.

У Кульчицкого же он обращает землю в океан, делая нас его обитателями, а леса «морской травой».

Ведущая тема стихотворения находит отражение в его заголовке: речь действительно идёт о дожде. А идея заключена в изображении человеческой надежды через образ дождя и солнца, в мысли, что даже в самые тёмные времена нужно не забывать обращаться к свету: «…вынырнуть к поверхности, где мчится/к нам, на дно, забрасывая свет,/заставляя сердце в ритм с ней биться,/древняя флотилия планет». Стихотворение читается спокойным, умеренным тоном и оставляет после себя тихое умиротворённое чувство.

«Дождь» — небольшое по объёму поэтическое произведение сдержанного характера, главными героями которого являемся «мы» — люди, живущие на Земле, и сам автор. Эти особенности позволяют отнести произведение к жанру лирического стихотворения, который определяет выбор изобразительно-выразительных средств, а также наделяет соответствующими чертами главных героев и весь текст в целом.

Итак, мы с поэтом лирические герои стихотворения и находимся среди «вертикальных столбов» льющегося с неба дождя. Метафора «дно земли» говорит нам о том, что земля - дно некого океана, а олицетворение «таранила вода» подразумевает приземляющиеся на землю дождевые капли. Всю небесную синеву беспросветно заслонили тучи или, пользуясь применённой автором метафорой, «синие колонны». В данном фрагменте чувства лирического героя лишены надежды — ему кажется, что тучи останутся на небе навсегда.

Во втором четверостишии поэт сообщает о том, что в океан нас погружает не только начавшийся дождь, но «даже если б не было дождя, проплывают птицы сквозь туманы…». Метафора «проплывают птицы» как бы делает их обитателями морских вод, а вместе с тем и нас. Также Кульчицкий прибегает к таким изобразительным средствам, как эпитет («глухой океан») и ещё одной метафоре (крылья птиц словно «чёрные плавники»). Далее с помощью сравнения «земля, как Атлантида» поэт называет землю подводным городом/миром, который зарос «морской травой лесов» (метафора), и неожиданно переносит события в древние времена скифов.

В четвёртой строфе в строчках «И моё дыханье белой чашей/Пузырьками взвилося туда…» автор использует одну из разновидностей сравнения — творительный сравнения, когда сравнительный оборот выражен именем существительным в форме творительного падежа. Предположим, что под «дыханием» он здесь подразумевает ту самую надежду, какой он был лишён в начале произведения. Это надежда на свет, потому что его дыхание взвивается туда же, к свету, на высоту звёзд и планет. Последняя строфа только подтверждает наши догадки. Лирический герой хочет «вынырнуть к поверхности», пробиться сквозь дождевые тучи и увидеть солнце — «древнюю флотилию планет». Это стремление к чему-то по-настоящему хорошему. В целом такое построение стихотворного текста свидетельствует о параллельной композиции.

Обратим внимание и на прочие детали «Дождя»: стихотворение написано пятистопным хореем, что придаёт ему очередную волну спокойствия, ибо хорей сам по себе плавный и напевный размер. Однако в тексте встречаются слова, нарушающие размеренность ритма (пиррихий): «навсегда», «проплывают», «плавниками». Созвучия окончаний первой и третьей, второй и четвёртой строк рифмуются друг с другом, что говорит о перекрёстном способе рифмовки. Относительно ударения в последнем слове строчки в стихотворении чередуются женская и мужская рифмы. Эти, казалось бы, обыкновенные детали усиливают впечатление от лирического произведения.

К сожалению, данный анализ не может предусматривать всех тонкостей авторской идеи, ведь за каждым выдающимся произведением всегда должно оставаться какое-то таинство, некая загадка. Этим приёмом автор позволяет читателю взять частичку прочитанного себе, самому побыть в роли сочинителя и продолжить его мысль.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском