|
Долг, честь и милосердие по роману «Капитанская дочка» (Пушкин А. С.)Исторический социально-бытовой роман А. С. Пушкина «Капитанская дочка» проникнут духом милосердия. В основе этого реалистического романа лежат мемуары пятидесятилетнего Петра Гринёва, посвященные восстанию Емельяна Пугачёва 1773 - 1775 года. Семнадцатилетнему Петру пришлось принять невольное участие в описанных событиях по «странному сцеплению обстоятельств». Главный эпиграф романа («Береги честь смолоду») отражает не только основную идею романа, но и взгляд самого А. С. Пушкина. В этом романе мы можем встретить важные для позднего творчества автора темы, например: нравственный выбор человека в сложных обстоятельствах, милосердие, народ и власть, а также «мысль семейная». Долг, честь и милосердие — безусловные нравственные ценности для Пушкина, которые иногда вступают в противоречие друг с другом. Как же это проявляется?
Так, например, главная героиня романа Маша Миронова такая же простая и добродушная девушка, как и её родители. Она привлекает людей своей скромностью и искренностью. Маша Миронова нравится всем: и Петру Гринёву, и Швабрину, и Савельичу, и Пугачёву, и даже Императрице Екатерине. Пётр разглядел в Маше «благоразумную и чувствительную девушку». Она спасает Гринёва от позора и ссылки, как и он спас её от гибели, а также Маша берёт на себя ответственность и едет к Императрице Екатерине «просить милости», прощения Петра Гринёва. Эта девушка преодолела все преграды, все трудности на своём пути, она отстаивает своё право на счастье. В её характере нет противоречия между долгом, честью и милосердием. В любом ее поступке, например, в отказе выйти замуж за Швабрина, стремление спасти Петра Гринёва долг, честь и милосердие оказываются слитыми воедино. Маша — нравственно чистая девушка, которая никогда не пойдёт против своей чести или не окажет помощь тому, кто в ней нуждается. Она — милосердная. Из «робкой трусихи» Маша Миронова превращается в стойкую и решительную девушку, которая сумела добиться справедливости и семейного счастья.
С другой стороны, в романе есть герой, который постоянно поступает вопреки и долгу, и чести, и милосердию, — это Швабрин, который вызывает в читателе лишь чувство презрения. Алексей Швабрин — настоящий трус и предатель, он готов на всё, чтобы защитить себя или добиться своей цели. Испугавшись за свою жизнь, Швабрин перешёл на сторону Пугачёва во время захвата Белогорской крепости. Для того чтобы сохранить свою жалкую жизнь, слабохарактерный Швабрин пресмыкается перед предводителем восстания. Он забывает из-за своего страха о том, что присягал верно служить Императрице Екатерине Второй. Он является воплощением трусости, слабодушия, у него нет никаких нравственных принципов. Швабрин нарушает и дворянский долг, и человеческий. Также Швабрин описывает Машу «совершенную дурочкую», оскверняет её честь намеренно перед Петром Гринёвым, чтобы оттолкнуть его от неё и заполучить сердце и любовь Маши самому. Для Швабрина не важны такие понятия, как честь, долг и милосердие, он беспокоится лишь о себе и не имеет никаких нравственных принципов.
Сложные отношения между требованиями долга, чести и милосердия характерны для таких героев, как Гринев, Пугачев, Екатерина II. Например, для Петра Гринёва до определенного времени нет противоречия между долгом и честью. Пётр Гринёв очень честный, открытый и добродушный человек. Он отдаёт «незнакомцу» свой «заячий тулупчик», спасает Машу Миронову, когда она находится в опасности. Всё это говорит о его милосердии. Пётр действует так, как ему велит сердце, а сердце его подчинено законам чести и долга. Пётр не нарушает свой дворянский долг, живёт по завету «береги честь смолоду». Поэтому Пугачёв с уважением относится к Петру Гринёву.
Также для Пугачёва, предводителя восстания, характерно противоречие между долгом и милосердием. Пугачёв изображен автором не как кровожадный убийца, а как талантливый и смелый народный вождь. Природный ум, смекалка, энергичность – всё это характерно для предводителя восстания. Он просит, чтобы его называли «царём-батюшкой», потому что у народа всегда была вера в «доброго царя». Главным в его образе является героизм и величие, которое выражено в сказке об орле и вороне.
Это показывает то, что Екатерина – милосердная императрица, понимающая людей. Её поступок нельзя назвать неправильным, потому что она совершила доброе дело — помогла чужому счастью, счастью Маши Мироновой и Петра Гринёва.
Человек, вопреки законным интересам должен действовать по зову своего сердца, проявляя милосердие к тем, кто в этом нуждается. Также автор подчеркивает такие христианские добродетели, как верность, благородство, жертвенность и способность любить по-настоящему.
Милосердие — высшая нравственная ценность в понимании Пушкина, которая ярко отражена в этом реалистическом романе. А. С. Пушкин не зря считает своей заслугой то, что он «милость к падшим призывал» (стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»). Обновлено: Опубликовал(а): Уля Хромых Внимание! Спасибо за внимание.
|
|