|
Кто виноват в гибели по пьесе Вишневый сад (Чехов А. П.)Пьеса Чехова «Вишневый сад» поражает читателя метафоричностью и глубиной ее персонажей, она, несомненно, многогранна, неоднозначна, но не менее удивительна и художественная нагрузка, возложенная на пейзаж. Фоном, на котором развиваются события пьесы, служит вишневый сад. Образ его настолько значим, осязаем и неповторим, что складывается ощущение, будто «вишневый сад» не просто еще одно действующее лицо, а главный персонаж пьесы. Но судьба этого «персонажа» трагична: имение вместе с садом должно быть продано за долги, а сад – «обитель воспоминаний» его владельцев – конечно, будет уничтожен. Бесспорно, каждый из героев пьесы воспринимает сад по-своему, и автор раскры¬вает характер каждого персонажа через отношение к нему. Так, для Гаева и Раневской гибель вишневого сада становится настоящей трагедией, ведь с этим имением, с этим садом связана вся их жизнь. Здесь и юность, и воспоминания героев; здесь все, что они когда-то любили. Вишневый сад — это тихое семейное гнездо, островок домашнего покоя и уюта, с которым герои прочно связали все самое светлое, доброе и родное, что согревает душу человека. Но сад - не только кладезь воспоминаний. Это мечты, переживания, стремления и надежды персонажей пьесы, которые словно остались здесь. Им казалось, что само время не властно над вишневым садом, что он навсегда останется таким же – полным воспоминаний о счастливых годах, бесконечно родным и уютным. Сад Раневская и Гаев отождествляют с собственным беззаботным прошлым, когда мир был таким, каким они привыкли его видеть, а жизнь оставалась спокойной, размеренной и привычной. Конечно, Раневская и Гаев, как никто другой, дорожат вишневым садом, но не делают ничего для его спасения. Они словно не слышат предложений Лопахина, они пассивны, инертны, ведь не привыкли решать проблемы, смело смотреть в будущее, действовать. Герои могут лишь говорить, но эти разговоры так ни к чему и не приводят. Аня, Петя Трофимов и Лопахин не считают, что за «жизнь» вишневого сада во¬обще следует бороться, именно поэтому в «смерти» его так или иначе виноваты все герои. Таким образом, читатель понимает, что причиной гибели сада является, с одной стороны, бездействие одних, а с другой – беспечность и безразличие других персонажей. Но нужно ли спасать вишневый сад? С самого начала понятно, что в образе гибнущего сада Чехов выводит дворянскую Россию, показывает, как старый уклад жизни меняется под натиском нового поколения молодых, энергичных, деятельных людей. Бесспорно, общество так или иначе подчиняется велению истории, и каждому человеку приходиться считаться с прогрессом больше, нежели с собственными чувствами и желаниями. Прежние законы жизни сменяются новыми, на место одних людей приходят другие. Прошлое неминуемо уходит, уступая место настоящему, именно поэтому спасать вишневый сад уже не имеет смысла — наступает новая эпоха, стремительно вытесняя старые порядки. Время уносит все, а потому героям нужно пьесы продолжать жить дальше, беспокоясь о будущем и настоящем, учиться жить в новом мире, где, как оказалось, не место людям инертным и нерешительным. Раневская и Гаев остались зациклены на прошлом, воплотившемся в имении, в вишневом саде, погубив настоящее и будущее. Они так и не смогли встать рядом с людьми «нового времени», ведь привыкли жить согласно законам своей эпохи, умея лишь говорить о будущем, мечтать о нем, а не реализовывать планы, смело смотреть вперед и стремиться к счастью. Вишневый сад – символ минувшего; эпохи, что вскоре канет в Лету во имя прогресса, во имя движения вперед, а потому, как все прошедшее, он должен остаться лишь воспоминанием, позволив героям двигаться дальше, навстречу будущему. Обновлено: Опубликовал(а): Ника Рокоссовская Внимание! Спасибо за внимание.
|
|