|
По произведению Умберта Эко «Оно» Часть II (Литература XX века)Здесь можно рассмотреть проблему — превосходство над другими, жажда мирового господства, власти. Данными идеями пропитан разум Генерала. Он хочет завладеть камнем и использовать его для превосходства над другими. Иными словами, Генерал стремится к власти через кровь, уничтожение. Он готов идти, даже идет (убийство Профессора) по головам других для достижения своей цели. Генералом овладевает жажда власти, желание превосходства. И это не удивительно, ведь можно использовать камень как оружие против противников. Это понятно из следующих слов: «А пока мы можем копать Им могилы…», «это оружие страшной силы, оно остановит коаммовцев на много лет». Для него власть – это способность и возможность осуществлять свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей даже вопреки сопротивления. Здесь следует обратить внимание на то, что не случайно Умберт Эко погружает нас именно в каменный век. Философ показывает причину появления этого искушающего желания. Люди миллионы лет участвовали в естественном отборе, поэтому всем от природы свойственен дух соревнования. А власть — это ощущение превосходства в данном соревновании. Наши предки боролись за жизнь, боролись за власть. И кто был не в состоянии участвовать в этой борьбе, тот умирал; кто был не в состоянии адаптироваться под новые условия соревнований, не придумывал хитрые, а порой даже жестокие методы для достижения своей цели, тот выбывал из гонки за выживание, из гонки за господство. На самом деле меня очень удивляет это произведение. Я уже говорил, что оно целиком пропитано философскими проблемами, которые до сих пор живут в современном обществе. Примеры данных проблем встречаются в каждой эпохе, стоит только немного задуматься и провести параллель. Умберт Эко не преследует цели прямо высказать проблемы. Он их умело прячет между строчками, что заставляет читателей не просто прочитать и забыть, а включить голову, поразмышлять и самостоятельно увидеть актуальность всех этих проблем. Так же немало важно то, что все аспекты его рассуждений находятся в тесной взаимосвязи. Таким образом, из проблемы жажды мирового господства и власти вытекает другая мысль – всегда ли цель оправдывает средства и на что готов пойти человек ради удовлетворения своих собственных интересов? Человек очень часто желает достичь своих интересов. На этом пути стоит брать во внимание не только материальные ценности, которых ты можешь достичь, но и духовные ценности, которым ты следуешь. Два данных пункта не должны перекрывать друг друга. Почему, спросите вы. Если на первое место выходят материальные ценности, то человек «свои жизненные силы воспринимает как инвестицию, которая должна приносить ему максимальную прибыль». Более простыми словами, каждый начинает лезть «вон из кожи», чтобы добиться славы, внимания, власти, денег, справедливости. Тогда он готов идти по головам других ради своей цели, ущемлять права окружающих, забывать про человечность, отзывчивость, душу. Духовные же ценности не дают переходить рамки дозволенного, помогают подбирать наиболее оптимальный путь достижения цели, который не будет касаться других, не будет причинять окружающим неприязнь, ненависть, боль. На примере Генерала видно, что он выдвигает на первое место материальные ценности. Он является сторонником тех взглядов, согласно которым любые методы для достижения успеха являются нормальными. Ведь он сам говорит Профессору: «во славу Орды, цивилизации, ради блага народа, ради Мира!» А что случается потом? Он убивает Профессора. Генерал использует такой поступок и слова как оправдание для достижения своих целей при помощи любых необходимых средств. Но разве это честно по отношению к другим, разве можно не изменять своей цели, изменяя цели других? На мой взгляд, никогда нельзя забывать, что мы живем в обществе. В нем миллионы точно таких же людей, у которых есть свои цели и желания, жажда жить и привносить краски в свою жизнь. По-моему, совершенно нечестно будет начать диктовать людям свои правила, навязывать им свои желания, прилаживать их «к социальной машине» - машине, в которой человек «отчужден от себя, от своих ближних, от природы». Не случайно в Евангелии от Луки есть следующие строчки: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». Об актуальности данной проблемы не стоит даже говорить. Достаточно вспомнить всеми известный роман Федора Михайловича Достоевского "Преступление и наказание". В нем главный герой — Родион Раскольников одержим желанием восстановить справедливость в мире, доказать самому себе что он является «право имеющим» и может вершить судьбой других. Для этого ему необходимо убить старуху-процентщицу, которая портит жизнь других. Ведь он считает, что убийство очистит мир, докажет его теорию. Однако на самом деле данный поступок вводит его в страдание. Его душа раскалывается, он уже начинает колебаться в правильности своих поступков, уничтожает себя морально. Раскольников имел хорошую цель, но разве это искупает путь ее достижения? Конечно нет, убийство является полной потерей человечности, достоинства, души. Поэтому такой поступок не может оправдать целей и Генерала, и Раскольникова. В противовес можно вспомнить произведение Пушкина "Капитанская дочка". Пугачев стремиться к власти, проливает кровь, это неправильно. Но по отношению к Петруше он не теряет человечности, уважения. Ведь в холодную зиму тот не поскупился и отдал шубу, в ответ на что был помилован. Хоть имея революционные взгляды, Пугачев не забывает про человеческие качества к таким же честным, добрым и откровенным людям. Подводя итог, хочу сказать, что никогда не стоит забывать про духовные ценности при достижении своих целей. Обновлено: Опубликовал(а): Grimko Внимание! Спасибо за внимание.
|
|