Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Отражение «Мысли народной» в романе «Война и мир» (Толстой Лев Н.)

“...В "Анне Карениной" я люблю мысль семейную, в "Войне и мире" любил мысль народную, вследствие войны 12-го года…" — говорил Л. Н. Толстой своей жене Софье Андреевне в 1877 году. Действительно, нет другого такого произведения, где бы и отдельные лица, и главные герои, и философские размышления автора, и всё развитие событий были связаны одной мыслью, которую сам Толстой называл “мыслью народную”. Изобразить широкие картины русской жизни, выявить общенародную значимость Отечественной войны 1812 года, запечатлеть истинный характер нации в момент мощного духовного подъема — вот к чего хотел Толстой в своем романе-эпопее “Война и мир”.

Главная тема романа раскрывается не только в изображении народной жизни, но и в пути всех главных героев к единению с судьбой нации. По теории Толстого, именно народ — творец истории, а её движущая сила — всеобщее “роевое начало”. Отдельная личность не может повлиять на ход мировых событий и находится лишь в подчинении исторических законов. Существуют два состояния жизни общества, которые в произведении противостоят друг другу: восхваляемый автором народ как прочная духовная общность людей, основанная на древних традициях и ценностях; и толпа, движимая лишь звериными, агрессивными инстинктами.

Такой толпой оказалась часть французского общества в период революции.

Роман начинается с войны 1805-1807 года, которая шла на территории Австрии. По мнению Толстого, она была проиграна, потому что у русского войска не было нравственной причины сражаться, и никакие распоряжения главнокомандующих не могли изменить её исхода. Совершенно другой характер принимает Отечественная война 1812 года, когда на кону стоит судьба родины. Именно в самое тяжелое для страны время народ проявляет себя наиболее ярко. Это кульминационная точка романа, которая сильнее всего повлияет на судьбы главных героев.

Тема народная проявляется в описании массовых батальных сцен. На Бородинском поле русские солдаты предстают как некая семья: “солдаты…приняли Пьера в свою семью”. Их сближает “скрытая теплота патриотизма”, обострившаяся перед лицом смертельной угрозы. Бородинское сражение — также и конец духовных исканий князя Андрея. Он получает смертельное ранение, но успевает познать самое важное — чувство единения с народом.

Большое значение для понимания "мысли народной" имеют образы двух полководцев — Наполеона и Кутузова. Это герои-антиподы, сравнивая которых, Толстой утверждает свою мысль о ничтожной роли личности в историческом процессе. "Великий" Бонапарт предстает ничтожным и жалким человеком, уверенным в своей исключительности. Кутузов же — как олицетворение “простоты, добра и правды”, ведь для Толстого подлинно великий человек — это человек, находящийся в единении со своим народом. Тот, кто руководит толпой, то есть людьми, лишенными исторической памяти и морали, не может называться героем.

Воплощение лучших качеств русского патриархального народа в романе - простой солдат Платон Каратаев. Он — "олицетворение всего русского, доброго и круглого", человек ласковый и набожный. Его жизнь полностью соединяется с жизнью всех других людей, он целиком покоряется судьбе. Общение с Каратаевым приобщает Пьера к народной мудрости и к народному началу, воплощенному в нем. Он понимает, что только будучи причастным к общей "роевой" жизни человек может находиться в гармонии с самим собой и миром.

Таким образом "мысль народная" в романе раскрывается с разных сторон. Историко- философский смысл ее в том, что именно народ, "роевое" начало — двигатель истории. Отдельная же личность не может влиять на исход мировых событий, они подчинены собственным, неясным пока человеку законам. В морально-психологическом плане можно сказать, что для Толстого народ — носитель лучших нравственных качеств. Близость к нему — главное мерило морали. Чем ближе жизнь к естественному началу, природе, тем симпатичнее она автору. Потому все любимые герои Толстого в конце своего пути приходят к единству с народом. Только живя с ним в гармонии человек существует наиболее свободно, естественно и счастливо.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.