|
Образ Сократа у Платона и Ксенофонта (Античная литература)Великий античный философ Сократ был обвинен в растлении молодежи и в безбожии. Он был доставлен в афинский суд, где ему должны были вынести приговор. Сократ не стал нанимать себе адвоката-защитника, он предпочел защищаться самостоятельно. И это неудивительно, ведь философ обладал выдающимся ораторским мастерством и умел вести долгие диалектические споры и дискуссии, что, несомненно, помогло бы ему на суде. Однако, непреклонный характер Сократа, его острый язык и проницательный ум сыграли над ним злую шутку, над которой он был готов посмеяться и сам. Афинский суд приговорил его к смерти, и именно это событие послужило в дальнейшем темой для сочинений двух его учеников — Платона и Ксенофонта, каждый из которых написал свою версию этой истории.
«Апология Сократа» — то есть «защитная речь Сократа» - которую написал Платон и «Защита Сократа» от Ксенофонта представляют собой интереснейшие произведение, благодаря которым мы не только получили возможность узнать, как проходили заседания суда в Древней Греции, но и смогли составить яркий и живой портрет выдающегося античного мыслителя. Несмотря на то, что оба произведения рассказывают об одном и том же событии, они написаны по-разному. Тут нужно отметить, что авторский подход Платона, который записал эту историю спустя долгое время после события, несет признаки художественного произведения. Платон ведь был не просто философом, но и блестящим стилистом и писателем. Это отразилось на том, как представлен образ Сократа в его тексте. Он более живой, яркий, написан жирными мазками, изобилующий меткими выражениями и литературными приемами. Конечно, тут можно сказать, что Платон, возможно, не просто записал историю, свидетелем которой был лично, но дополнил ее, создав образ своего учителя более идеализированным, чем Сократ был на самом деле. У Ксенофонта Сократ немного иной, язык Ксенофонта менее велеречив, он, как военный, пишет четко, точно, не растекаясь мыслями по древу. Ксенофонт не был на суде лично, а записал всё от свидетелей. Поэтому можно сделать вывод, что его «показания» более приближены к реальности. Однако и у него Сократ представлен любопытным персонажем, который способен своими логическими умозаключениями довести всех до белого каления. С учетом того, что и у Платона, и у Ксенофонта образ Сократа схож, можно сделать вывод, что это и есть реальное детализированное описание философа. У Платона Сократ более независимый, ядовитее на язык и не требующий к себе ни капли сочувствия и снисхождения. Он ставит себя выше своих судей и обвинителей, хотя они и готовы предать его смерти. Сократ у Ксенофонта вопрошает у судей, за что они его судят, он перечисляет все обвинения, отвергая их и сомневаясь в их правоте. У Платона Сократ строит сложные умозаключения, делая неожиданные выпады в адрес тех или иных личностей, разоблачая ложь и лицемерие присутствующих. Он настолько доводит всех до озлобления, что обвинители не могут ему ничего противопоставить, кроме как разделаться с ним физически, то есть просто устранить, лишить жизни. У Ксенофонта Сократ показан более человечным, он не выглядит героем с поднятой головой, а скорее недоумевает, за что его судят. Он более спокоен и добродушен, чем у представлении Платона. Мне лично больше понравилась трактовка Платона. Хотя понятно, что Платон приукрасил все как писатель с фантазией. Он придал Сократу более возвышенные черты, сделал его практически сверхчеловеком, стоящим выше всех остальных. У Платона Сократ выведен как символ, кумир для тех, кто стремится подняться над лицемерием, ханжеством и ложью. Поэтому он более сильный, как персонаж, как герой. Обновлено: Опубликовал(а): aleksesh Внимание! Спасибо за внимание.
|
|