Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Нравственные истоки подвига на примере нескольких произведений о ВОВ: М. Шолохова, Б. Васильева, В. Быкова, Е. Носова (Сравнительный анализ)

Есть у Михаила Шолохова незаконченный роман. Он называется «Они сражались за Родину». Мне кажется, это название может быть общим для всех книг о Великой Отечественной войне и тех, которые мы уже читали, и тех, которые еще будут написаны. О чем бы ни были эти книги — о крупных сражениях и военачальника, о молоденьких лейтенантах, встретивших на войне свою первую любовь, о солдатах, вырывавшихся из окружения, или партизанах — все они рассказывают о том, как люди защищали Родину. И отстояв ее, часто ценой своей жизни, они совершили подвиг.

Значит, в основе этого подвига, в его истоках — любовь к Родине.

Когда я думаю о той далекой войне, я всегда представляю себе её героев, которых я узнал из книг. Вот Рита Осянина из повести Б. Васильева «А зори здесь тихие». Умирая, она говорит: «Мы защищали Родину. А Родина ведь не с каналов начинается, совсем не оттуда». А откуда же, с чего же начинается Родина? Может быть, с Брестской крепости, которую защищал лейтенант Николай Плужников из книги «В списках не значится»? Вот он стоит перед немецким офицером, последний защитник Брестских развалин, и говорит: «Крепость не пала, она просто истекла кровью. И я — последняя ее капля». А может, — с простой проселочной дороги, на которой умирает молоденький лейтенант Ивановский из повести В. Быкова «Дожить до рассвета»? Он не взорвал склад немецких боеприпасов, его товарищ убит, и он сам, раненый, лежит на дороге, сжимая последнюю гранату. Он умрет, взорвав вместе с собой немецкого солдата. Он сражался за Родину. И кто знает, не зависел ли исход этой войны от того, как умер на рассвете двадцатилетний лейтенант Ивановский?

В чем же причина такого массового героизма?

На мой взгляд, неожиданно и ярко показал нравственные истоки подвига народа в этой войне писатель Евгений Носов в повести «Усвятские Шлемоносцы». Здесь не прозвучит ни одного выстрела, но мы предчувствуем всю непосильную тяжесть потерь, которые падут на долю усвятцев, жителей деревеньки Усвяты, которые затерялись в необъятных просторах России.

Весть о начале войны застала героя повести колхозника Касьяна за обычными повседневными заботами. Местные жители были на сенокосе. И вдруг все рухнуло. «Вот опять на Россию идут, чего ироды делают, ни старых, ни малых не разбирают», — говорит дед Селифан, воевавший еще в японскую, а затем и в германскую войну. «Приспел и ваш черед «ура» кричать», — обращается он к мужикам. И неожиданно для себя Касьян узнает из старинной книги, что его имя, как и многие другие, привычные, мирные имена имеет особый воинский смысл. По-гречески Касьян — значит шлемоносец, Алексей-защитник, Николай-победитель. В это непростое время люди пытались осознать, кто они. Где-то рядом с Усвятами пролегла дорога князя Игоря. Где-то здесь куряне защищали Русь от набегов иноземцев. По соседству с Усвятами — знаменитая река Калка, великий Дон, Куликово поле... Теперь эти святыни предстояло защищать новым поколениям русских людей. Не раз доводилось русскому народу за свою тысячелетнюю историю отражать вражеские нашествия. И в эти трагические годы миллионы касьянов станут шлеменосцами, защитниками Родины. Касьян здесь является чисто символической фигурой. Не просто же автор не дал ему фамилии. Он олицетворяет народ. А Усвяты — это вся Россия, которую необходимо спасти.

Как много лиц, героев, судеб... А подвиг один. Народ защитил Родину.

Обновлено:

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.