Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Лирический герой поэзии А. С. Пушкина (ЕГЭ по литературе)

Литературу называют человековедением. Это значит, что в центре художественного изображения всегда стоит человек. Однако своё понимание человека писатель воплощает не прямо, а через героев, систему действующих лиц. Сколько их в русской литературе — Онегин, Печорин, Собакевич, Базаров, Наташа Ростова, Иудушка Головлев! Персонаж может играть какую-то социальную роль, надевать на себя маску, но так или иначе, по сходству или, напротив, противоположности, он обязательно соотносится со своим автором. Сказал же как-то французский писатель-реалист XIX века Флобер о своей героине: «Эмма Бовари — это я!».

Однако, когда речь идет о поэзии, то дело обстоит несколько по-другому.

Большинство лирических признаний начинаются с местоимения «я». «Люблю Отчизну я, но странною любовью» (Лермонтов), «Я вырастал в глухое время» (Брюсов), «И вижу берег очарованный и очарованную даль» (Блок).

Далеко не всегда «я» в лирическом стихотворении — сам поэт. Он может говорить и не от своего лица, мыслить обобщенным образом лирического героя. И разобраться в душевных переживаниях, в складе характера этого героя бывает так же нелегко, как показать своеобразие Пьера Безухова или Андрея Болконского.

Откроем стихи А. С. Пушкина. Ода «Вольность»: «Самовластительный Злодей! Тебя, твой трон я ненавижу...» Деревня: «Приветствую тебя, пустынный уголок...» Или другие стихи, начинающие со слов: «Я пережил свои желанья...», «Я помню чудное мгновенье...», «Я вас любил...», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», наконец, «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Везде — местоимение «я». И скажем прямо: оно многозначно.

Во-первых, это «я» представляет самого Пушкина, соотносится с конкретными фактами его биографии и чертами характера. Во- вторых, за личным местоимением стоит поэт, художник, воспринимающий мир под определенным углом зрения, подобно эху откликающийся на всё. В-третьих, перед нами вырисовывается образ русского человека. «Все черты нашей природы в нём отозвались», — скажет потом Гоголь. В-четвертых, «я» Пушкина изобличает в нем русского европейца, представителя образованного общества XIX века, ориентированного на высшие достижения европейской культуры. «В Испании он испанец, с греком — грек, на Кавказе — вольный горец... — опять же заметил Гоголь, имея в виду пушкинскую способность проникать в психологию разных народов. — Поди улови его характер как человека!».

И все-таки этот характер угадывается, ибо в основе пушкинской поэзии, в какие бы мотивы и образы она ни рядилась, лежит доброе начало, те «чувства добрые», которые составляют и существо личности Пушкина, и общую направленность его творчества.

Менялись политические симпатии и антипатии поэта. Он ведал и горечь измены, и непонимание близких; трудно складывались отношения с родителями, отягощали заботы о брате и сестре, жене и детях; раздражали нередко нелестные отзывы о произведениях в прессе. Многое менялось в жизни России и многое пересматривалось. А вот благожелательность, симпатия, благородное самопожертвование, душевная чуткость были неизменны.

Кто не знает замечательных стихов Пушкина, посвященных лицейским воспоминаниям, годам юности и счастья!

«Друзья мои, прекрасен наш союз!» — восклицает он в стихотворении «19 октября», написанном в 1825 году в Михайловской ссылке. «Мой первый друг, мой друг бесценный!» — через год с такими словами обращается Пушкин к Ивану Пущину, а ведь тот нередко упрекал поэта в легкомыслии и слабостях характера. «Бог помочь вам, друзья мои...» — через два года Пушкин снова обращается к «братьям, друзьям, товарищам», томящимся уже «в мрачных пропастях земли».

Обновлено:

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.