|
Характер и судьба человека по роману И. А. Гончарова «Обломов» (продолжение) (Гончаров И. А.)Критик Добролюбов, в частности, отмечал, что писатель «не дает и, по-видимому, не хочет дать никаких выводов», что изображенная им жизнь не служит средством к отвлеченной философии, а интересна сама по себе, что Гончаров беспристрастен и объективен в своих наблюдениях. И этих замечаний было вполне достаточно, чтобы повернуть сказанное об Обломове другой стороной. Обратимся к «простой» детали: имени героя. Оно не может быть случайным и содержит важный элемент характеристики персонажа. Что касается фамилии, то о ее происхождении до сих пор ведутся споры. Одни считают, что персонаж получил ее от родового имения Обломовки, название которой возводят к слову «обломок»: обломок патриархальной Руси. Другие ученые напоминают о понятии «сон-обломон», которое встречается в народных сказках. От обычного сна этот отличается тем, что заколдовывает человека, обрекая его на медленное неподвижное угасание. Но тут же вспоминается и былинный Илья Муромец: тридцать три года сиднем просидел он на печи, что не помешало потом совершать поистине богатырские подвиги. Значит, уже не может быть однозначного толкования обломовского типа и его судьбы! Обратимся теперь к сочетанию Илья Ильич. Для Добролюбова и его сторонников «обломовщина» - явление коренное, национальное. Но ведь в русских семьях, в отличие, например, от немецких, имя сыну давали, как правило, по деду, а не по отцу. И уже одно это ставит под сомнение правомерность «замыкать» образ Обломова рамками национальной психологии. «Обломовщина» - это сон внутреннего «я», могущий поразить каждого, не выработавшего в себе нравственно-психологической активности. Характер героя Гончарова богаче и многограннее его судьба. В нем начисто отсутствует самодовольство – верный признак душевной ограниченности и пошлости. От природы Обломову дан «светлый принцип»: в «ясные минуты» прозрения его терзают «жгучие упреки совести» и он плачет «холодными слезами безнадежности». Когда-то Обломов готовил себе роль творца, был уверен в том, что 2не какой-нибудь исполнитель чужой, готовой мысли; он сам творец и исполнитель своих идей». Творцом Обломов не стал, но он не стал и безвольным исполнителем чужой воли. Обновлено: Опубликовал(а): Мурзагулова Элина Ринатовна Внимание! Спасибо за внимание.
|
|