|
Тема «воспитания» в комедии «Недоросль» (Фонвизин Д. И.)ХVIII век вошёл в историю как век Просвещения, век разума. Мыслящие люди, называвшие себя просветителями, видели, что общество живет неразумно, бесцельно, пошло. Нужно переделать жизнь, а для этого воспитать в каждом человеке чувство долга, стремление к добру, отвращение ко злу во всех его формах проявлениях. По мнению просветителей, это возможно, так как человек, независимо от его сословной или национальной принадлежности, рождается чистым, как доска. Что на этой доске напишут воспитатели, то и определит его характер и судьбу. Поэтому тема воспитания молодого поколения является в литературе ХVIII века одной из основных. Стоит она и в центре внимания комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль». Перед нами помещичья усадьба, имение госпожи Простаковой. Она сама, не намеренная «потакать холопам» и раздающая пощечины крепостным направо и налево. Её муж, господин Простаков, безвольный и забитый, трепещущий перед женой наравне с остальными домочадцами. Их сын Митрофан — недоросль. Так в документах называли молодых дворян, не достигших совершеннолетия и ещё не поступивших на государственную службу. Именно Митрофанушке принадлежат слова, ставшие потом крылатыми: «Не хочу учиться, хочу жениться». Разные чувства испытываешь, читая эту комедию: возмущаешься деспотизмом матери, иронизируешь над безволием отца, сострадаешь крепостным Тришке и Еремеевне. А над Митрофанушкой чаще всего смеёшься. Только этот смех не всегда веселый: он и горке, и язвителен, и грустен. В самом деле, Митрофанушка далеко не глуп. Он правильно оценивает «расстановку» сил в доме, хорошо знает, когда нужно поддакнуть матери, а когда можно и не посчитаться с нею, понимает выгоду от предполагаемой женитьбы на Софье, дальней родственнице, неожиданно получившей большое наследство. Кто же виноват в том, что он вырос недорослем в нравственном смысле слова? Издевается над отцом, позорно трусит перед дядей; шестнадцатилетний детина, прячется за юбку своей мамки Еремеевны, которую только что безнаказанно оскорблял. «Скотина, а не человек» «поношение человеков» — так характеризуется Митрофан в комедии. Виноваты в первую очередь, конечно, родители. Мать, научившая сына на своем примере не считаться с человеческим достоинством других людей. И отец, сам потерявший свое достоинство. Будучи не в состоянии внушить сыну высокое нравственные понятия, они не могут и научить его элементарному. Сама Простакова искренно полагает, что «без науки люди живут и жили». Уже четыре года домашние учителя учат Митрофанушку грамоте, арифметике, французскому языку и «всем наукам». Но так и не отличает недоросль существительное от прилагательного, «трех перечесть не умеет». О знании же французского и говорить не стоит. Нельзя ждать положительного влияния на Митрофана и от других окружающих его людей. Брат Простаковой, Скотинин, груб и безцеремонен, более всего озабочен свиньями и соперничеством с племянником за руку богатой невесты. Правда, есть добрая и верная мамка Еремеевна. Но что может она — раба по положению и в натуре, терпящая оскорбления и пинки да побои? И есть ещё одна, пожалуй, самая важная причина такого всеобщего оскотинивания, на которую указал автор. Она уходит корнями в общественные отношения, в системе крепостного рабства, растлевающую и господ, и холопов. Русские дворяне, чьи предки, возможно, служили России верой и правдой, утратили представления о чести и превратились в Скотининых. Поэтому Митрофанушка — «плод» не только семейного, но и общественно-политического «злонравия». Это и есть главный смысл Фонвизина: просвети сердце, душу, разум всех и каждого, ограничь жестокосердного помещика в его правах, и Митрофаны из русской жизни исчезнут. Обновлено: Опубликовал(а): Мурзагулова Элина Ринатовна Внимание! Спасибо за внимание.
|
|