|
Вы здесь: Критика24.ру › Пушкин А. С.
Анализ повести «Гробовщик» (Пушкин А. С.)Прежде чем определить художественную специфику предложенного фрагмента, необходимо обратиться к истории создания цикла. «Повести Белкина» были написаны Пушкиным в один из наиболее продуктивных периодов его творчества — в период Болдинской осени. Именно повесть «Гробовщик» была написана им раньше других повестей, также входящих в цикл, однако в окончательном варианте данная повесть следует третьей. Чем же была обусловлена такая перестановка? Если посмотреть на структуру цикла, то можно заметить, что данная повесть находится посередине, между «Метелью» и «Станционным смотрителем» (не учитываем предисловие), то есть занимает центральное место. На мой взгляд, данное расположение повести неслучайно, вероятно, повесть обладает особым идейным содержанием, определёнными художественными особенностями. Основная идея повести заключается в том, что духовная смерть куда страшнее физической. Главный герой повести Адриан Прохоров связал свою жизнь с похоронной деятельностью, человеком он был угрюмым и молчаливым, говорил лишь, когда надо было «пожурить своих дочерей» и «запрашивать за свои произведения преувеличенную цену» Данные детали характеризуют его, как человека, зацикленного на материальной сфере жизни. Если клиенты, которых он хоронил, были мертвы физически, то он был мёртв духовно: он мог запросто обмануть людей ради увеличения собственного благосостояния. Для раскрытия идеи повести автор вводит в сюжет столкновение двух миров: живого и мёртвого (сон) и именно в момент слияния данных миров мы понимаем, в чём заключается вина Прохорова. Обратимся к предложенному фрагменту, в котором присутствует несколько немаловажных деталей: когда Адриан видит Юрко, он сразу знакомится с ним, но не из интереса, а из-за того, что «может случиться иметь нужду» в нём, что подчёркивает его желание извлечь выгоду из всего. Реакция Адриана на шутку Юрко о мертвецах выдаёт в нём человека неравнодушного к своему делу. Но именно Юрко призывает Адриана задуматься о внутреннем мире, обратиться к совести. В данном фрагменте мы можем отчётливо проследить, каким образом меняется интонационная специфика речи: если изначально события описаны непринуждённо, то после застолья чувствуется напряжённая атмосфера, царящая в душе Адриана, которая передаётся с помощью ряда риторических вопросов. Также стоит отметить, что во фрагменте присутствует разговорная и просторечная лексика («чухонец», «разувала», «городишь», «экая» и др.) благодаря которой повествование приобретает некую живость. Особое внимание стоит уделить рассмотрению художественного пространства предложенного фрагмента. Художественное пространство представлено в движении, всё динамично: гости веселятся, балагурят. Однако на этом и заканчивается «настоящее», реальное действие, дальнейшее действие происходят в мире ирреальном: во сне. Представленный фрагмент содержит драматический момент, главный герой оскорблён, теперь он отдаёт предпочтение мёртвым, а не живым: первые не умаляют важности его деятельности, не ставят его на одну ступень с палачом. Исходя из всего вышеизложенного, можно сказать, что повесть «Гробовщик» стоит на перепутье между романтизмом и реализмом: с одной стороны, перед нами представлено романтическое начало, которое заключается в двойственности мира и неосознанном желании главного героя погрузиться в мир потусторонний, с другой — реализм, отражение которого мы находим в насыщенном описании быта, динамике развития сюжета. Обновлено: Опубликовал(а): Миннуллина Гузель Рашатовна Внимание! Спасибо за внимание.
|
|