Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Должно ли у человека быть право на самоубийство? (Сочинение на свободную тему)

Введение:

Это эссе — самостоятельная попытка доказать моему читателю, что любой человек имеет право на самоубийство. Я попыталась ответить на следующие вопросы: "как философы на протяжении истории аргументировали свое личное разрешение или запрет на самоубийство?", "Как я могу возразить великим философам?" и "почему я думаю, что совершение суицида — это личный выбор индивида?". Чтобы точнее понять, почему вопрос самоубийства целые века являлся сложным и спорным явлением, я обращалась к текстам мыслителей Античности, Средневековья и Нового времени и анализировала их аргументы по вышеизложенной проблеме. На основе их рассуждений и жизненного опыта, мне удалось выразить свое отношение к такому проявлению человеческой натуры, как суицид. Отмечу, что мое рассуждение не будет касаться самоубийств людей с серьезными психическими отклонениями.

2. Основная часть

2.1 Философы о суициде

Вопрос о самоубийстве многие века ставит под сомнение человеческую рациональность и осознанность.

По тому, как отдельно взятая личность или народ судит о суициде, можно делать вывод об их представлениях о Боге, бессмертии, роли человека и конечно же свободе воли. Общество дошло до многих консенсусов: мстить — плохо, завидовать — тоже, делать добрые дела и учиться — хорошо. Но четкого ответа на вопрос "должно ли у индивида быть право на суицид" оно не сформулировало. Обратимся к философским размышлениям на данную тему.

Проблема суицида генерировала около себя значительные мыслительные процессы из-за типичного интереса философов к вопросам бытия и бессмертия. Так, Пифагор выступал против самоубийства по математическим соображениям: он полагал, что в реальности существует определенно фиксированное число душ и что резкая потеря даже одной из них будет являться нарушением баланса вокруг круговорота жизни.

По мнению же орфиков, тело человека принадлежит Богам, поэтому самоубийца является для них вредителем по отношению к Господу, нарушителем всех его законов, неблагодарным существом.

Менее радикально к попытке суицида относились стоики. Они считали возможным лишение себя жизни, если твои действия теперь нельзя назвать добродетельными и они не приносят пользу людям.

Эпикурейцы, что и следовало ожидать, напротив, видят самоубийство достойным выходом из существования без удовольствия и радости — важнейших благ мирского бытия.

Еще один античный мыслитель Сократ считал иначе: фортуна определяет время и способ смерти личности: "Если богам угодно так, пусть будет так" [Платон, Критон 43 d]. В конце жизни Сократ подтвердил свое допустимое отношение к суициду. Он добровольно подчинился несправедливому приговору, совершив относительно полноценный акт самоубийства, принципиальное освобождения вечной души от бренной плоти. Его финальные рассуждения о бессмертии изменили весь дальнейший дискурс по этому вопросу, добавив в него сложное слагаемое "Так ли плох суицид, если мы бессмертны?"

Стоит сказать, что почти все, что мы знаем о великом Сократе, дошло до нас благодаря работам другого философа Платона, особенно «Апологии» и «Федону». Он же сам был противником суицида: его позиция была ближе к орфикам. По мнению Платона, человеческая сущность является собственностью богов, следовательно, суицид — преступление против них.

Похожая позиция и у Аристотель, хотя для него суицид является в первую очередь неправомерным действием по отношению к государству и обществу, ведь убивая себя, ты лишаешь мир одного работника и помощника.

"Когда закон говорит: "Не убивай" (Исх.20:13), надлежит понимать, что он воспрещает и самоубийство, ибо, сказав это, он не прибавляет «ближнего твоего», подобно тому, как, воспрещая ложное свидетельство, он говорит: «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» (Исх.&񗜹20:16). Впрочем, и тот, кто дал ложное показание против самого себя, не должен считать себя свободным от этого преступления. Потому что правило любить ближнего любящий должен как бы примерять на себя, ибо написано: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя»"— говорит Блаженный Августин [Блж. Августин, глава 20]. Эта цитата дает нам понять, что по христианским законам самоубийство — это точно не меньший грех, чем убийство. Августин был убежден в том, что самоубийство — грех самый тяжкий и, более того, человек, совершивший самоубийство, даже хуже простого убийцы, потому что второй сможет замолить все свои преступления, а первый уже нет. Также Блаженный Августин верит, что, в конце концов, человеческая душа обязана сносить все страдания и трудности, не отчаиваться и не поддаваться унынию.

Фома Аквинский, так же, как и Августин, являющийся христианином, вывел три аргументы, доказывающие, что человек не имеет права убивать себя: суицид противоречит природной любви к себе; он наносит вред государству и другим людям; он наши обязательства перед Господом.

Мысли Фомы Аквинского и Августина Блаженного отлично отображают мнение Средневековая церкви на вопрос самоубийства. В те времена суицидников отказывались хоронить вместе с остальными, их отлучали от религии, отказывались отпевать, а у их близких отбирали титулы и имущество [статья "Самоубийство. Экскурс в историю" Александр Авраменко].

Впервые оправдать самоубийство берется Джон Донн в своем труде «Биатанатос» 1608 года. Он обращается к известным библейским самоубийцам и доказывает, что их поступки не являются чем-то плохим, вдобавок, они были исполнены по воле Бога.

Англичанин Томас Гоббс выступал против права личности покончить с жизнью. В трактате «Левиафан» он заявлял, что по закону естества личность должна «делать то, что разрушительно действует на его жизнь, или отбирать средства сохранения этой жизни». Осуществление таких поступков есть нечто аморальное и общественно порицаемым. По его мнению, природой было заложено в человеке стремление к счастью и неприятие к смерти.

Классический труд Эмиля Дюркгейма «Самоубийство» превратил человеческую жизнь в объект научного познания и сравнил суицид с ежедневными решениями человека, что имеют самостоятельную общественную причину: «Не существует ни одного психопатического состояния, которое имело бы с самоубийством постоянную и бессменную связь», — выражался Дюркгейм.

Последним, кто дополнил калейдоскоп мнений, стал Д. Юм. В своём провокационном эссе «О самоубийстве» он декларирует: «Постараемся же вернуть людям их врождённую свободу, разобрав все обычные аргументы против самоубийства и показав, что указанное деяние свободно от всякой греховности и не подлежит какому-либо порицанию в соответствии с мнениями всех древних философов». Философ 18-го века убежден, что такое достойное и независимое существо, как человек, не должно жить несчастливо и в муку ради мнимых общественных или божественных целей.

3. Выводы

Я ознакомилась с мнением великих философов касательно проблемы наличия права на самоубийство, читая их литературные труды, анализировала объективность и гуманность их слов, размышляла о том, что именно на этот счет думаю лично я. Таким образом, я пришла к выводу, что индивид все же имеет полное право распоряжаться наличием своего существования. Мы не выбирали эту жизнь, никакая духовная сущность не собирается помочь нам справиться с нашими страданиями, а в мире всегда будет достаточно ужасных явлений. Это главные причины, что заставляют меня понимать самоубийц и оправдывать их. В рассуждениях Сократа, Юма и Донна я нашла прекрасное подтверждение своим мыслям. А развитие идеи эвтаназии и психологических центров для людей с психологическими проблемами вселяет меня надежду на то, что в современном мире всё реже поддерживают средневековую концепцию суицидальной мысли.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.