Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Литература абсурда (О литературе)

Перед тем, как начать свое размышление, я хотела бы вынести в начало определения абсурда и абсурдизма (взято из энциклопедии Интернета Википедии):

Абсурд — нечто алогичное, нелепое, противоречащее здравому смыслу.

Абсурдизм — система философских взглядов, развившаяся из экзистенциализма, в рамках которой утверждается отсутствие смысла человеческого бытия.

Вспомним Античность. Культура и учения тогда базировались на чем-то рациональном и гармоничном. Тогда “изобрели” и логос, единство понятия, слова и смысла. Логика вообще была единственной для греков формой познания мира, от которой произошли различные философские школы, такие как Милетские, Пифагоровы, Элейские и т.д.

В Средневековье, когда о Древней Греции уже забудут, а прогресс “откатится” назад, человек все равно будет стоять на позиции познаваемости мира, его логичности, четких связей. Для него вселенная работает, как часы, она не дает сбоев. Столетиями жизнь средневековых людей не меняется, традиции и устои даже не подвергаются сомнениям.

Далее приходит эпоха Возрождения, возвращая греческие традиции: античные авторы переводятся и читаются, европейцы вникают в обилие греческой философии, математики, медицины и тд.

Все деятели Возрождения стремятся к гармонии, стремятся познать мир исключительно посредством логической связи между предметами. На основе пропорций создаются картины, четко и логически формируется не только живописная и архитектурная культура, но и человек в целом. Вспоминаю Рафаэль с его симметрией и гармонией.

Но когда же хаос смог проникнуть в мир людей? Проанализировав различные источники, я могу выделить следующие истоки абсурдизма:

1. Карнавальная и шутовская культуры, с их смехом или трагикомедией.

2. Фольклор с его частушками, сказками и безосновательными суевериями. Они легко “перекочевывают” в мир абсурда, потому что фольклор тоже по сути своей абсурден. Могу привести в пример знакомого мне Колобка, говорящий животных, суеверий из рубрики “не ходи под лестницами”.

3. Философия. Особенно философы-софисты. На парах по философии мы познакомились с одним их приемом: доведение до абсурда. Построим логическую цепочку. а) Что человек не терял, то у него есть. б) Рога человек не терял. в) Значит, они у него есть.

5. Математика. Логика математиков часто абсурда. По-другому иногда сложно осознать невероятные числовые явления, наподобие бесконечности, расширенная комплексная плоскость и тд.

Выявить истоки возможно, понять, где брали вдохновение писатели-абсурдисты тоже можно. Дальше в Англии начинается научная революция, 17 век, Эпоха Просвещения.... В логичную картину мира проникли новые законы, вселенная и планета оказалась не такой, какой ее представляли люди. Но самое главное, если в Античности и Средневековье люди пытались познать мир логическими умозаключениями, то в 17 веке на смену рационализму приходит эмпирический подход. Оказалось, чтобы познать мир, недостаточно было построить логическую систему: необходим был опыт, наблюдение и тд. Зародился новый принцип “Существует не то, что я могу себе придумать, а то, что я могу потрогать и увидеть”. В те годы, Блез Паскаль, математик, механик, физик и философ начинает сомневаться в логичности мира и в господстве гармонии. Человек, по его мнению, не стоит твердо на почве догм, он находится над бездной хаоса. Эта потеря четкого основания произвела переворот в философии, который “аукнется” человечеству в трудах мыслителей 19 и тем более 20 века через Ницше, Камю, Жан-Поль Сартра и других.

Обратимся к Джонатану Свифту, благодаря которому абсурд впервые появляется как литературная единица, средство создание текста. Вымышленные миры были известны и до него (сказки, басни, легенды), но там они не пересекаются с реальностью, они развлекают, пугают, интересуют читателя. У Свифта же абсурд и гротеск становятся социальными. Насколько мелок, жалок человеческий мир, цивилизация, основанная на насилии, Свифт показывает читателям, когда его персонаж Гулливер попадает в Страну Бробдингне. Так пишет Свифт о диалоге Гулливера с королём Великанов: «Мой краткий исторический очерк нашей страны за последнее столетие поверг короля в крайнее изумление. Он объявил, что, по его мнению, эта история есть не что иное, как куча заговоров, смут, убийств, избиений, революций и высылок, являющихся худшим результатом жадности, партийности, лицемерия, вероломства, жестокости, бешенства, безумия, ненависти, зависти, сластолюбия, злобы и честолюбия…» Получается, абсурдный король считает абсурдным нашу реальность. И у него на это есть основания. Сказочная страна, которая всегда воспринималась сказочной, теперь воспринимает страну Свифта как сказочную и абсурдную. Это настоящий слом в литературе и философии.

В 19 веке абсурд проявляется еще резче. Жизнь невероятно ускоряется, научный прогресс бежит вперед, как и политическая, экономическая и социальная мысль. Человеку может казаться, что вокруг творится что-то невообразимое. Особенно человек необразованному, рядовому. Он теряется, начинает воспринимать реальность не как выстроенную систему, а как хаос, бред. Тогда же Эдвард Лир, художник и поэт, начинает создавать для детей своего работодателя абсурдные веселые стихи, что войдут потом в “Книгу чепухи”. Читателям очень понравилось эти стишки: они устали от классической какнонической литературы. Позже Лира назовут основоположником “поэзии бессмыслицы”. Приведу несколько его строк.

Раз турчанка, чтобы выглядеть круче,

Обещала поджечь своих внучек.

Те котенка поймали

И бабуле сказали:

"Тренируйся на кошечках лучше!"

Во многом эти стихи повлияли на Льюиса Кэрролла и его “Алису в Стране чудес”. Он как раз (вспомним выведенные истоки абсурдизма) был математиком, логиком и мыслителем. Поэтому с такими приемами, как доведением до абсурда, доказательство от противного он был знаком до прихода в литературу. Образы Чеширского Кота и кроличьей норы объединяют реальность и вымышленный мир. Последний из которых абсурден, но со своей логикой: исследователи находили в произведении критику социальной, семейной, политической и культурной повестки Англии того времени.

Хотелось бы поподробнее остановиться на абсурде в недавно разобранном нами произведении Франца Кафки “Превращение”. На первый взгляд, единственное алогичное явление здесь - это превращение Грегора Замзы в жука. Но если вдуматься, это лишь то, что подталкивает к более бессмысленным вещам. Больше всего Грегора ужаснуло, что он из-за своего состояния опоздал на работу. Кроме того, никто из героев не обсуждал невероятность это превращения: сначала “новый” Грегор вызывал у всех ужас, а потом осознание количества проблем, которые он привнесет в семью.

Молодой человек стал жуком из-за того, что даже когда он был в человеческом теле, его существование походило больше на жизнь насекомого, нежели человека. Грегор самоотверженно трудился не ради своей выгоды, а ради семьи, ничем не увлекался и был покинутым. Он заболел, а родственников интересовали лишь финансовые проблемы. Еще я могу сопоставить “состояния жука” с внезапной травмой человека или появившейся зависимостью, которая перетекает в инвалидность. Такая личность в большинстве случаев становится обузой для родственников и близких, со временем от такого человека отрекаются. Получается, что только на первый взгляд эта новелла бессмысленна и безумна. Если разобраться, можно найти множество серьезных параллелей с нашей обыденной жизнью.

Таким образом, на основе представленных произведений и осознания “исторического пути абсурда” я могу сделать вывод, что за использованием нелепиц и бессмыслиц в произведениях скрывается потайной метафоричный смысл. Из-за того, что этот смысл не раскрывается сразу и шокирует, те мысли, которые хотел донести автор до читателя, осознаются намного резче и выразительнее. У абсурда есть своя логика, но главное – использование абсурда обуславливается целью.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.