|
29.1 «Человек всегда был и будет самым любопытным явлением для человека» (В. Белинский) (ЕГЭ обществознание)Оценка эксперта внизу В данном высказывании ставится проблема человека как основного объекта познания. Главное отличие между человеком и животным —это наличие сознания. Оно наделило человека способностью мыслить — осуществлять процесс мышления и, как следствие, познавать действительность. Мышление — это тесно связанный с речью процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности. Формы мышления — это понятие, суждение и умозаключение. С помощью понятия человек формирует существенный образ объекта, суждение — утверждение или отрицание чего-либо об объекте, умозаключение — вывод на основе суждений. Обществоведы выделяют основные виды мыслительных операций: анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация, сравнение. К видам мышления относятся алгоритмическое, дискурсивное, эвристическое, творческое. Мышление бывает эмпирическим и теоретическим, абстрактным и конкретным. Человек осознает и оценивает себя и мир вокруг в процессе непрекращающегося внутреннего диалога. В этом диалоге оба участника — эго человека, сталкивающееся с реальностью и пытающееся описать её характеристики. Для сознания человека он сам является единственным субъектом познания, а всё окружающее — ишь посторонним, самостоятельным объектом, взаимодействующим на его разум. Поэтому в центре субъективного мироощущения всегда стоит собственное «Я», поэтому, вследствие ограниченности человеческого сознания, единственная объективно существующий предмет – он сам. Это утверждение можно подтвердить изречением известного французского мыслителя Р. Декарта «Я мыслю, следовательно, я существую». Декарт утверждает, что субъективное ощущение процесса мышления необходимо и достаточно для утверждения истинности существования, как следствие человек – центральный и определяющий элемент структуры познания. Однако почему он является и, по совместительству, основным его объектом? Опираясь на вышеуказанные тезисы, можно утверждать, что природа человека с одной стороны в наибольшей степени близка и понятна его сознанию, а с другой — интересна как центральный его элемент. Действительно, формами эмпирического научного познания является ощущение, восприятие, представление — все три прекрасно подходят для изучения самого человека, ровно как и методы этого же уровня познания (описание, наблюдение, измерение, эксперимент, анкетирование). Формами рационального научного познания являются понятие, суждение и умозаключение, а его методами — анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация, идеализация, мыслительный эксперимент. Все вышеперечисленное так же успешно проявляет себя в работе с изучением человека, особенно вкупе с знаниями, добытыми эмпирически. На уроках обществознания я узнал о понятии солипсизма. Эта философская позиция определяет человека как единственного объективно существующего предмета, а окружающий его материальный мир – порождением человеческого сознания. Само существование такой концепции иллюстрирует определяющую роль человека в системе мироустройства, его особую сущность как объекта познания. В заключение хочется подчеркнуть, что наличие сознания порождает стремление человека определить свое место в окружающей его среде. Если окружающие объекты могут претендовать на исчерпывающую степень исследования, то человек сам по себе – никогда. Это и делает его основным, самым любопытным объектом познания. Обновлено: Опубликовал(а): Ekspert Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|