|
Духовные искания Андрея Болконского пример по роману эпопее Война и мир (Толстой Лев Н.)Устами одного из героев «Войны и мира» Л. Н. Толстой говорит: «Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие — душевная подлость». Читатель может проследить, что на протяжении всего романа «любимые» герои автора непрерывно следуют (иногда даже сами того не замечая) этому жизненному пути. Они проходят через предательства, потери, войны (прежде всего — войны с самим собой), разлуки, разочарования, всяческие неудачи. Это служит им одним большим испытанием, имя которому — жизнь. Именно то, что жизнь — это испытание, Толстой и демонстрирует на примере духовных исканий князя Андрея Болконского.
Жизненный путь Андрея можно условно разделить на несколько этапов, заменяющий друг друга один за другим. В начале повествования Болконский предстает перед читателем в облике состоятельного и уважаемого в высшем свете петербуржкой аристократии молодого человека из знатного рода. Теша своё самолюбие, он мечтает о славе, всенародной любви и подвигах. На этом этапе жизни герой убежден, что счастье его может составить лишь всеобщее признание. Андрей восхищается могуществом Наполеона, всячески пытается ему уподобиться и защищает его перед русским обществом. «Когда же проявится мой Тулон?» — спрашивает себя Андрей, и с этим вопросом, предвкушая свой геройский подвиг, отправляется на фронт. Прозрение приходит внезапно: раненый и лежащий на поле битвы Болконский видит высокое бескрайнее небо Аустерлица и осознает всю никчемность своих эгоистических желаний перед ним. «Да! всё пустое, всё обман, кроме этого бескрайнего неба». Андрей больше не видит никакой нужды в «Тулоне».
После госпиталя князь оставляет службу и возвращается в поместье в Богучарово. Самыми важными ценностями на данном этапе жизни становятся ценности семейные. Здесь Болконский становится свидетелем смерти одной из жертв собственных эгоистических устремлений в лице своей жены. Не в состоянии справиться с утратой, Андрей уходит в себя, отрекаясь от активной жизни. Из состояния апатии героя выводит его приятель и близкий друг Пьер Безухов: во время беседы на пароме он и произнесет ту фразу, которая впоследствии станет мотивом жизни Андрея.
Немаловажный аспект, во многом повлиявший на дальнейшее осмысление жизни для героя — это встреча с дубом — один из главнейших моментов на данном этапе исканий героя. Подобно этому дубу, Болконский никак не подчиняется остальному миру, переживает как этапы расцвета, так и этапы увядания. Эта метафора позволяет Андрею сказать: «Нет, жизнь не кончена в тридцать один год...» Теперь он стремится быть полезным не только для семьи, но и для Отечества и устраивается на службу к первому реформатору страны Сперанскому. Сначала герой восхищается выдержкой и трудолюбием Сперанского, но, познакомившись с ним поближе, очутившись в его обществе, полном фальши, наивной лести, ненастоящей дружбы и подделанных улыбок, впоследствии он разочаровывается в нем и во всех подобных деятелях, стоящих у аппарата власти. На этом этапе жизни Болконский встречает Наташу Ростову и влюбляется в неё. Пара живет лишь ожиданием свадьбы, и каждый из них видит смысл существования только в любви друг к другу.
В скором времени окажется, что Наташа не смогла пройти испытание разлукой, и Андрей Болконский разочаруется в ней. Он не может преодолеть свою гордыню и простить ее. Любовь к Родине и ненависть к врагу в лице Наполеона заставляют его посвятить свою жизнь Отечеству, и вновь герой отправляется на фронт.
После полученного на поле битвы ранения, будучи уже при смерти, Андрею открывается простая истина: «Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам — да, та любовь, которую проповедовал бог на земле...»
Такой путь проходит А. Болконский в романе Л. Н. Толстого. Испытав все трудности жизни на себе, пройдя через пороки и добродетели, лицезрев войну, ошибаясь и падая, меняя приоритеты, герой находит своё предназначение, и предназначение всё это время было заключено в обыкновенной земной истине, которую можно найти в религиозных канонах и в словах Божьих. «Возлюби ближнего своего» — говорит Болконский. Обновлено: Опубликовал(а): dra1n Внимание! Спасибо за внимание.
|
|