|
Слово и молчание как средства коммуникации в комедии А. П. Чехова «Вишнёвый сад» (ЕГЭ по литературе)А. П. Чехов стал основоположником «новой драмы», где важную роль начинают играть не только реплики персонажей, но и ремарки, подтекст, монологи, паузы и молчание героев. В комедии «Вишнёвый сад» автор мастерски показал взаимодействие между персонажами как с помощью слов, так и без них. Как правило, драма — это род литературы, где текст представлен в виде реплик героев, ведущих диалог между собой. Можно ли назвать диалоги персонажей в «Вишнёвом саде» общением? Р Кажется, сейчас герои найдут контакт, и мы увидим привычный диалог людей, выражающий свой интерес друг другу словами. Однако «разговор глухих» продолжается: «Лопахин. Только одно слово! (Умоляюще.) Дайте же мне ответ! Гаев (зевая). Кого? Любовь Андреевна (глядит в своё портмоне). Вчера было много денег, а сегодня совсем мало…» Как мы убедились, между персонажами нет словесной коммуникации. Каждый участник диалога говорит о своем, не принимая во внимание реплики других. В драматургии А. П. Чехова этот прием имеет большое значение: с его помощью автор указывает на разобщенность людей, их одиночество и нежелание слышать и слушать. Конечно, герои дают высказаться друг другу, не перебивают, но эти реплики не находят отклик у окружающих, в результате чего пьеса наполняется лишь монологами, смешанными между собой и никем не понятыми. Таким образом, слово едва ли можно назвать средством коммуникации в комедии «Вишнёвый сад». Какую же роль играет молчание в коммуникации героев? Прежде всего, стоит сказать, что Чехов уделял особое внимание паузам в своих драматических произведениях. Например, в «Вишнёвом саде» 32 паузы. С ними мы встречаемся с начала пьесы. Очевидно, делая паузы, Лопахин ждет реакцию Дуняши на его трогательную историю. Тем не менее, Дуняшу не смущает молчание Лопахина, и она не обращает абсолютно никакого внимания на то, о чём он говорит. После длинного рассказа Лопахина Дуняша только отвечает: «А собаки всю ночь не спали, чуют, что хозяева едут». Лопахин не получает никакой словесной реакции и понимания на его переживания. Эту же функцию выполняет пауза в следующем эпизоде, когда Аня рассказывает об ужасном событии в семье: И здесь пауза остается незаполненной. Слов поддержки Аня не находит, хотя рядом с ней в комнате находятся Варя и Дуняша. Паузы выражают то, насколько тяжело героям общаться между собой, и олицетворяют их душевную пустоту, которая не может быть заполнена. Молчание так же, как и слово, нельзя назвать полноценным средством общения в пьесе. Однако слово и молчание все-таки становятся средством коммуникации в единственном эпизоде — в кульминации произведения, когда Лопахин говорит, что купил вишнёвый сад: «Любовь Андреевна. Кто купил? Лопахин. Я купил. Пауза». Здесь пауза не означает безразличие героев. Напротив, фраза Лопахина настолько ошеломляет всех, что делает их бессловесными. Ремарки дают нам понять, что герои наконец-то слышат человека, но происходит это слишком поздно: «Любовь Андреевна угнетена; она упала бы, если бы не стояла возле кресла и стола. Варя снимает с пояса ключи, бросает их на пол, посреди гостиной, и уходит». Слова Лопахина были услышаны каждым, и ответной реакцией стало молчание, содержащее сильные эмоции и чувства. Слово и молчание в «Вишнёвом саде» были использованы Антоном Павловичем Чеховым талантливо, по-новому, но не как средства коммуникации героев. С помощью этого приема автор обратил внимание читателей на то, что люди часто не слышат, что им говорят другие, поэтому и возникают паузы — недопонимание и нежелание сочувствовать. Обновлено: Опубликовал(а): Диана А. Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|