Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Значение дисциплины в воспитании по И. Канту (Литература XIX века)

Иммануил Кант — титан философской мысли, родоначальник теории критицизма, педагог и преподаватель. Наследие И. Канта легло в основу немецкой классической философии, а педагогические идеи, изложенные им в статье «О педагогике», стали важной вехой в воспитательном движении на границе эпох Просвещения и Романтизма.

Сочинение «О педагогике» было написано в 1803 году, когда великому мыслителю уже исполнилось 78 лет. К тому моменту И. Кант обладал обширным опытом в педагогической сфере: почти 40 лет он преподавал в родном Кенигсбергском университете, до того 8 лет занимался воспитанием детей из обеспеченных семей. Свою теорию, основные мысли и воззрения о воспитании, которые накопились за почти 48 лет педагогического стажа, И.

Кант изложил в рассмотренной статье. Особое внимание он уделил значению дисциплины в воспитании ребенка.

И. Кант полагал, что дисциплина — это ограничение, которое противостоит неуправляемому и импульсивному поведению ребёнка. В своей работе философ упоминал, что в каждом человеке заключено два начала —животное и человеческое. Цель дисциплины — не допустить, чтобы первое возобладало над вторым. Только дисциплинированный человек может честно исполнить свой долг перед обществом и перед самим собой. Его усилия и стремление к совершенству станут двигателем прогресса и помогут приблизиться к общему благу.

Вначале дисциплина исходит извне, т. е. от родителей, учителей и общества в целом. В дальнейшем у ребенка формируется самодисциплина, которая ограничивает его импульсивные поступки, поскольку они противоречат нормам и устоям, принятым в обществе. И. Кант обращал внимание на ключевую роль самодисциплины, которая, по его мнению, стоит выше образования. Недостаток последнего можно восполнить в течение жизни, а невоздержанность всегда будет влиять на поступки человека. Так, например, речь — уникальное достояние человека — будет использоваться не для чтения вслух поэзии, а для нецензурной брани. Ловкость рук вместо игры на фортепьяно будет использоваться для ударов по лицам людей, картежного шулерства и т. д. Всё это является проявлением животного начала в общественной жизни и противоречит моральным нормам. Поэтому дисциплина призвана подчинить человека социальным законам и порядкам, искоренить «дикость».

Важно помнить, что дисциплинированность не предполагает рабское, пассивное существование человека. Ребенок должен ощущать свою свободу, не ограничивая при этом свободу других. Разумеется, он будет встречать противодействие со стороны внешнего мира, но высокий уровень самодисциплины позволит ему сообразно отвечать любому вызову.

Таким образом, формирование у ребенка самодисциплины — это результат грамотного воспитания при помощи дисциплины внешней. Если в воспитании были допущены ошибки (например, эгоистичным желаниям ребенка не оказывали противодействия), то дикость в различных формах будет проявляться и далее. Внутренняя дикость, которая не была подавлена за счёт самодисциплины, перерастет в дикость внешнюю, или асоциальное (иногда и криминальное) поведение. Недостаточно сдержанные люди бессильные перед своими животными стимулами и пагубными страстями. Они страдают сами и мучают других, а внутренних сил для подавления дикости им не хватает. Вот почему один из ключевых моментов в воспитании ребёнка — овладевание внутренней дисциплиной. Она научит человека прислушиваться к голосу разума и позволит ему существовать внутри социума, не противореча ему.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском