|
Вы здесь: Критика24.ру › Средние века и возрождение
Возможна ли личная жизнь для философа? На примере отношений Абеляра и Элоизы (Средние века и возрождение)Один из известнейших деятелей Средневековья, Пьер Абеляр, известен не только своими философскими воззрениями, но и трагической историей любви, изложенной в «Истории моих бедствий». Пьер Абеляр прожил без малого 63 года. Ученики, друзья, единомышленники называли Абеляра «французским Сократом» (Абеляр родился и жил на территории современной Франции), «современным Аристотелем» и даже «величайшим Платоном Запада». Всю свою жизнь Абеляр посвятил изучению философии, равно как и преподавательской деятельности. В Париже, на холме Святой Женевьевы Абеляр основал собственную школу, куда съезжались ученики со всей Европы. Личная трагедия в жизни «французского Сократа» произошла в конце 1110-х годов. Абеляр уже имел известность в самых широких кругах, когда каноник Нотр-Дама Фульбер Парижский познакомил его со своей 18-летный племянницей Элоизой. Девушка отличалась от сверстников (и, особенно, сверстниц) широкими познаниями в разных науках, в совершенстве знала несколько иностранных языков и поражала слушателей мудростью и глубиной своих суждений. Дядя Фульбер, чрезвычайно беспокоясь недостаточными, как ему казалось, познаниями Элоизы в разных науках, предложил Абеляру стать учителем девушки. С того момента начался роман, повлиявший на всю дальнейшую жизнь знаменитого философа. «Итак, под предлогом учения мы всецело предавались любви, и усердие в занятиях доставляло нам тайное уединение». Охваченный страстью Абеляр постепенно забыл о своем увлечении философией, без энтузиазма ходил в школу, а его ученики начали замечать холодность и равнодушие, с которыми он читал лекции. Абеляру тяжелее давалось придумать какие-то новые подходы в философской мысли – теперь у него на уме были лишь любовные стихи. Абеляр в «Истории моих бедствий» называл свою любовь к Элоизе «помрачением души», потому что она сделала его неспособным к тому, чтобы заниматься любимым делом — философией. Во второй главе Абеляр подробно объяснил, почему личная жизнь и философия — вещи несовместимые. По его мнению, философ —это человек, который посвящает всю свою жизнь только этой науке, не отвлекаясь на мирские проблемы: плач детей или шум прислуги. Только богачи могут позволить себе уединение в просторном доме, чтобы не слушать заунывные песни кормилиц, которые успокаивают детей. Но истинный философ не печется о приобретении богатств — он занят богословскими вопросами больше, чем мирскими. Абеляр, будучи лицом духовным, сам не раз говорил, что не следует предпочитать презренные наслаждения духовным обязанностям. По его мнению, философ и религиозный деятель — понятия, неотделимые друг от друга. «Современный Аристотель» даже приводил в пример языческих мудрецов, которых считали философами не столько за их вклад в эту науку, сколько за праведную жизнь. Таким образом, Пьер Абеляр в «Истории моих бедствий» показал, как сложно совмещать личную жизнь и занятия философией. Его любовная связь с Элоизой оставила трагические последствия для Абеляра — он пережил тяжелое расставание с любимой, подвергся преследованиям и не раз был обвинен в еретизме. Свои переживания и наставления он отразил в «Истории моих бедствий», которая, по моему мнению, остается актуальной и в наши дни. Обновлено: Опубликовал(а): Мария Юрьева Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по темеИ это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|