Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




«Качели» Никола Ланкре в постоянной экспозиции Государственного Эрмитажа (Сочинение на свободную тему)

Никола Ланкре — знаменитый художник, один из ярких представителей стиля рококо в живописи, ученик

П. Дюлена и К. Жило, последователь А. Ватто.

Вначале хотелось бы сказать несколько слов о художнике. Он родился в Париже 22 января 1690 года, в самый разгар войны за Пфальцское наследство. Это был закат правления «Короля-Солнце», и Франция переживала не лучшие времена: войны опустошали государственную казну, массовый голод и болезни уносили жизни сотен тысяч людей.

О семье будущего художника нам известно немного. Юность Ланкре прошла в мастерской Пьера Дюлена, популярного в то время живописца классической школы, который писал картины для самого герцога Ришелье. В своем творчестве Пьер Дюлен обращался к историческим или мифологическим сюжетам, но не смог передать эту любовь своему ученику Ланкре.

Даже впоследствии, став профессионалом в своей области, Никола Ланкре писал свои полотна в духе «галантных сцен» и предпочитал изображать окружавших его людей, а не героев античной мифологии или исторических персоналий.

Когда юному Ланкре исполнилось 22 года, он перешел в мастерскую Клода Жилло, ещё одного известного художника и театрального декоратора. Жилло был ярким представителем стиля французского Регентства, который предшествовал рококо. Он мастерски изображал пышные мифологические сцены, подробно выписывал детали пейзажа, одежды, лиц. Свою уникальную технику и любовь к «галантным сценам» и итальянским комедиям он передал не только Ланкре, но и другому ученику, выдающемуся живописцу Антуану Ватто. Последний оказал на Никола Ланкре, пожалуй, самое сильное влияние в сравнении с другими современниками. Особенная манера Ватто, свежесть и чувственность его картин стали прологом к общеевропейскому рококо и сыграли важную роль в становлении Никола Ланкре. Благодаря работе в мастерской Клода Жилло молодой Никола смог вплотную столкнуться с тематикой, которая стала одной из основ его творчества. Он получил возможность увидеть изнутри театральную жизнь (впоследствии Ланкре не раз изображал в своих картинах моменты из балетов и комедий), обогатил свой художественный вкус и осознал собственную индивидуальность.

В 1719 году Никола Ланкре был принят в Королевскую Академию живописи и скульптуры. Это королевское учреждение для вольных французских художников стало первой академией в собственном смысле этого слова. Обучение там велось по правилам «большого стиля» придворного аристократического искусства, выработанного в соответствии со всеми канонами классицизма. По прошествии 16 лет, в 1735 году Ланкре получил статус советника Королевской Академии, что свидетельствует о признании его творчества и того художественного стиля, в котором работал мастер. Живые мазки, яркие переливы красок и доля юмора, присущая многим творениям Ланкре, не только придали уникальность его картинам, но и сделали их «модными» в высшем французском обществе.

Самые богатые люди Франции того времени, братья Антуан и Пьер Кроза, покровительствовали художнику и охотно покупали его картины. Даже прусский король Фридрих II содержал в своей коллекции 26 произведений Ланкре. Самые известные из них — «Бал», «Танец» и «Игра в пье-де-беф» сейчас хранятся в замке Шарлоттенбург, в Берлине.

Сюжеты картин Ланкре очень характерны для того времени. Среди них можно выделить театральные сцены, взятые из пьес и постановок драматургов XVIII века или такие сюжеты, как «купание», «компания в парке» и «пастораль». К последним принадлежит произведение «Качели», где Ланкре умело показал идиллическую красоту природы и сельской жизни. Картина «Качели» была написана в 1730-х гг., в пору расцвета таланта Ланкре. Изображенное на картине общество, состоящее из семи человек, беззаботно проводит свой досуг на лесной лужайке, забавляясь качанием на веревочных качелях. Они приводятся в движение стоящим неподалеку кавалером, одетым в золотисто-коричневый кафтан. Кажется, из всей группы только он сохраняет напряженное выражение лица, будучи полностью сосредоточенным на своём занятии. Рядом с ним отдыхают другие мужчины, одетые в яркие кафтаны красно-коричневых и голубых оттенков. Поодаль от них весело болтают три девушки, сидящие на траве. Они одеты в легкие платья золотисто-коричневого, желтого и голубого цвета. Рядом с ними, свернувшись калачиком, отдыхает небольшая собака.

Ярко-голубое небо художник решил скрыть раскидистыми деревьями, создав отдыхающим небольшое, но уютное место на природе. Деревья выгодно обрамляют фигуру дамы на качелях. Она медленно качается, скрывая за собой яркое солнце, которое постепенно клонится к закату. Этот художественный прием Ланкре придает девушке на качелях роль центральной фигуры. Она одета в нежно-розовое шелковое платье популярного в первой половине XVIII века покроя. Взгляд качающейся обращен к компании девушек, которые весело болтают, но вовсе не смотрят на нее. Их внимание привлекает лежащий на траве мужчина в голубом кафтане, который задорно машет им платком. Только стоящий рядом с ним кавалер в красно-коричневом одеянии не спускает взгляда с девушки на качелях.

Отдыхающее общество на картине визуально разделено на две группы — женскую и мужскую. Это сделано скорее для декоративности, нежели для придания сюжетного смысла или отражения нравов того времени. Девушка на качелях не принадлежит ни к одной из групп, она лишь связывает их, играя роль центральной фигуры, на которую обращено всё внимание.

Никола Ланкре — своеобразный и тонкий живописец. Он использует яркие цвета, чтобы выделить фигуры на картине, но темно-зелёный фон пейзажа несколько приглушает их, создавая ощущение спокойствия и уюта. Общество отдыхающих, дама на качелях и лесной пейзаж прекрасно гармонируют друг с другом, картина кажется одновременно и изысканной, и реалистичной, приземленной. Несомненно, Никола Ланкре — мастер в воплощении «галантных сюжетов».

«Качели» Никола Ланкре сегодня являются частью постоянной экспозиции Государственного Эрмитажа. Картина входит в коллекцию произведений искусства Франции XVIII века и находится в зале №285. Ранее этот зал входил в анфиладу пяти залов военных картин, которые прославляли победы русских войск в период до Отечественной войны 1812 года. Залы были созданы А. Брюлловым после крупного пожара, произошедшего в 1837 году в Зимнем дворце. Сегодня в зале 285 представлено искусство Франции эпохи рококо 1730-1760-х гг. Рядом с картиной «Качели» располагаются и другие известные произведения Никола Ланкре. Среди них: «Весна» (ок. 1730), «Лето» (1730), «Общество в саду», «Концерт в парке» и «Портрет танцовщицы Камарго» (1730). Последнее портрет наиболее известен среди всех произведений Ланкре. На нем изображена популярная в то время танцовщица Камарго, которая считается основоположницей балета в его классическом понимании. Картина выполнена в приглушенных темно-коричневых, зеленых и золотистых тонах. В ней, в отличие от «Качель», большее внимание уделено деталям, яснее прописан пейзаж на заднем плане, среди толпы музыкантов выделается Камарго. Это делает её танец чересчур декоративным, неестественным, в отличие от героев на картине «Качели». Каждый из них преисполнен движения — медленного и легкого — а танцовщица Камарго словно замерла на месте.

Множество картин Ланкре 1730-х гг. посвящено сюжетам «пастораль» или «компания в парке» с добавлением театральных элементов. У художника есть и другая картина с названием «Качели», она хранится в Стокгольмском музее. Оба произведения Ланкре как будто иллюстрируют одну и ту же историю, меняется лишь положение персонажей. На качелях изображена та же белокурая девушка в нежном алом платье, а недалеко от нее на траве отдыхают кавалер и дама. Только стокгольмские «Качели» более детализированы, а девушка на качелях изображена не в центре, а в левом углу. Она скрыта тенью деревьев, поэтому при первом взгляде на картину её сложно заметить. Её «противовесом» выступает стоящая слева девушка в золотистом платье. Она театрально держит подол платья, выставляя вперед миниатюрную туфельку, а приглушенный свет выгодно освещает её, заставляя «меркнуть» девушку на качелях. Как и в случае с «Портретом танцовщицы Камарго», стокгольмская версия «Качелей» кажется излишне декоративной и неестественной. Напротив, «Качели» в собрании Эрмитажа привлекают своей легкостью и изяществом. Непринужденное общество отдыхающих на траве и девушка, летящая на качелях, зачаровывают своей простотой и заставляют проходящих мимо посетителей замереть в ожидании того, как качели придут в движение.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.