Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




С17.2. Какую идейную нагрузку несут на себе финальные сцены пьесы «Гроза»? (ЕГЭ по литературе)

«Для чего мне теперь жить, ну для чего? Ничего мне не надо, ничего мне не мило, и свет божий не мил!» — восклицает Катерина Кабанова в финальных сценах пьесы Н. А. Островского «Гроза». Вдумаемся в её слова.

Страдания героини начинаются сразу после замужества, как только она вступает в брак с нелюбимым человеком, слабохарактерным Тихоном и попадает в дом деспотичной свекрови, которая душит любые желания невестки на корню. Девушке впечатлительной, слабохарактерной, набожной, подобный уклад невыносим.

Задумаемся о том, какую идейную нагрузку несут на себе финальные сцены пьесы А. Н. Островского «Гроза», в которых читатель становится свидетелем самоубийства Катерины.

Главная героиня произведения, на мой взгляд, не может оцениваться однозначно. И хотя в литературоведении бытует мнение о том, что Катерина — «луч света в тёмном царстве», считаю, что подобное заключение верно лишь отчасти. С тем, что «тёмное царство» в пьесе есть, и с тем, что его представителями являются такие персонажи, как: Марфа Игнатьевна Кабанова, её сын Тихон, купец Савел Прокофьевич Дикой, — не поспоришь. Автор для того и наградил этих героев говорящими фамилиями, чтобы у читателей с первых минут знакомства с произведением сложилась однозначное и вполне определённое впечатление о них. Но вот Катерина...

Она, на первый взгляд, робкая, впечатлительная девушка. Но эта скромность из разряда — «в тихом омуте…». Предаваясь воспоминаниям о детстве, Катерина рассказывает историю о том, как будучи шестилетней девочкой, она, обидевшись на родителей и убежав к Волге, села там в лодку и уплыла в неизвестном направлении за десять вёрст от дома. Подобный поступок очень показателен. Он характеризует героиню как девушку вспыльчивую, у которой эмоции преобладают над разумом.

Её трагический конец, описанный автором в финальных сценах, был предопределён с самого начала. С детских лет героиня мечтала о смерти, которая дала бы ей возможность беззаботно порхать в небе: «Кабы я маленькая умерла, лучше бы было. Глядела бы я с неба на землю да радовалась всему. А то полетела бы невидимо, куда захотела. Вылетела бы в поле и летала бы с василька на василек по ветру, как бабочка».

Повзрослев, Катерина, хотя и стала воцерковлённой, продолжала вести себя весьма необычно. С первых сцен пьесы у читателя не остаётся сомнений в том, что замуж она вышла за нелюбимого человека. И её свекровь, Кабанова, будучи человеком проницательным, быстро об этом догадалась. Наблюдая за тем, как невестка провожала своего мужа в дорогу, она упрекнула Катерину в том, что последняя не проронила по Тихону ни слезинки. Да и Варвара, дочь Кабановой, тоже заметила отсутствие у невестки теплых чувств к брату. «А ведь ты, Катя, Тихона не любишь», — спросила она однажды. Нет, как не любить! Мне жалко его очень», — ответила Катерина. Однако любовь и жалость — разные вещи. Это очевидно и для Варвары, и для автора, и для читателя.

Если в первых действиях пьесы Катерина ещё жалеет Тихона, то по мере развития сюжета сочувствие к нему перерастает в ненависть. Это происходит тогда, когда героиня встречает Бориса, племянника Дикого, человека, которого она смогла по-настоящему полюбить. И тогда семейная жизнь для Катерины уходит на второй план: она, забыв о супружеской верности, целиком и полностью отдаётся нахлынувшему на неё чувству, которое взаимно. «Да постыл он мне, постыл, ласка-то его мне хуже побоев», — в сердцах восклицает героиня, когда, прощаясь с Борисом, характеризует свои отношения с мужем.

Итак, по мере развития действия пьесы читатель видит образ героини, сотканный из противоречивых, а порой и взаимоисключающих качеств: в Катерине одинаково уживаются чувствительность, набожность, восприимчивость к отношению окружающих, особенно свекрови, с горячностью, импульсивностью и простотой, неоправданной в тех условиях, в которых она живёт.

Таким образом, изображенные в финальных сценах пьесы самоубийство главной героини и предшествующая этому событию гроза несут определённую идейную нагрузку: гроза — символ решительности, стихии, действия, а противоречия между героями, достигшие своего апогея, требуют разрешения. Подобным трагическим разрешением и становится смерть главной героини, не согласной существовать в обществе деспотичной свекрови и бесхребетного мужа. Семья Кабановых, в которой Катерина провела лучшие годы своей жизни, становится у Островского олицетворением нездоровой атмосферы, царящей во многих богатых семьях, где унижают и оскорбляют человека как личность.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.