|
С17.2. Какую идейную нагрузку несут на себе финальные сцены пьесы «Гроза»? (ЕГЭ по литературе)«Для чего мне теперь жить, ну для чего? Ничего мне не надо, ничего мне не мило, и свет божий не мил!» — восклицает Катерина Кабанова в финальных сценах пьесы Н. А. Островского «Гроза». Вдумаемся в её слова. Страдания героини начинаются сразу после замужества, как только она вступает в брак с нелюбимым человеком, слабохарактерным Тихоном и попадает в дом деспотичной свекрови, которая душит любые желания невестки на корню. Девушке впечатлительной, слабохарактерной, набожной, подобный уклад невыносим. Задумаемся о том, какую идейную нагрузку несут на себе финальные сцены пьесы А. Н. Островского «Гроза», в которых читатель становится свидетелем самоубийства Катерины. Главная героиня произведения, на мой взгляд, не может оцениваться однозначно. И хотя в литературоведении бытует мнение о том, что Катерина — «луч света в тёмном царстве», считаю, что подобное заключение верно лишь отчасти. С тем, что «тёмное царство» в пьесе есть, и с тем, что его представителями являются такие персонажи, как: Марфа Игнатьевна Кабанова, её сын Тихон, купец Савел Прокофьевич Дикой, — не поспоришь. Автор для того и наградил этих героев говорящими фамилиями, чтобы у читателей с первых минут знакомства с произведением сложилась однозначное и вполне определённое впечатление о них. Но вот Катерина... Она, на первый взгляд, робкая, впечатлительная девушка. Но эта скромность из разряда — «в тихом омуте…». Предаваясь воспоминаниям о детстве, Катерина рассказывает историю о том, как будучи шестилетней девочкой, она, обидевшись на родителей и убежав к Волге, села там в лодку и уплыла в неизвестном направлении за десять вёрст от дома. Подобный поступок очень показателен. Он характеризует героиню как девушку вспыльчивую, у которой эмоции преобладают над разумом. Её трагический конец, описанный автором в финальных сценах, был предопределён с самого начала. С детских лет героиня мечтала о смерти, которая дала бы ей возможность беззаботно порхать в небе: «Кабы я маленькая умерла, лучше бы было. Глядела бы я с неба на землю да радовалась всему. А то полетела бы невидимо, куда захотела. Вылетела бы в поле и летала бы с василька на василек по ветру, как бабочка». Повзрослев, Катерина, хотя и стала воцерковлённой, продолжала вести себя весьма необычно. С первых сцен пьесы у читателя не остаётся сомнений в том, что замуж она вышла за нелюбимого человека. И её свекровь, Кабанова, будучи человеком проницательным, быстро об этом догадалась. Наблюдая за тем, как невестка провожала своего мужа в дорогу, она упрекнула Катерину в том, что последняя не проронила по Тихону ни слезинки. Да и Варвара, дочь Кабановой, тоже заметила отсутствие у невестки теплых чувств к брату. «А ведь ты, Катя, Тихона не любишь», — спросила она однажды. Нет, как не любить! Мне жалко его очень», — ответила Катерина. Однако любовь и жалость — разные вещи. Это очевидно и для Варвары, и для автора, и для читателя. Если в первых действиях пьесы Катерина ещё жалеет Тихона, то по мере развития сюжета сочувствие к нему перерастает в ненависть. Это происходит тогда, когда героиня встречает Бориса, племянника Дикого, человека, которого она смогла по-настоящему полюбить. И тогда семейная жизнь для Катерины уходит на второй план: она, забыв о супружеской верности, целиком и полностью отдаётся нахлынувшему на неё чувству, которое взаимно. «Да постыл он мне, постыл, ласка-то его мне хуже побоев», — в сердцах восклицает героиня, когда, прощаясь с Борисом, характеризует свои отношения с мужем. Итак, по мере развития действия пьесы читатель видит образ героини, сотканный из противоречивых, а порой и взаимоисключающих качеств: в Катерине одинаково уживаются чувствительность, набожность, восприимчивость к отношению окружающих, особенно свекрови, с горячностью, импульсивностью и простотой, неоправданной в тех условиях, в которых она живёт. Таким образом, изображенные в финальных сценах пьесы самоубийство главной героини и предшествующая этому событию гроза несут определённую идейную нагрузку: гроза — символ решительности, стихии, действия, а противоречия между героями, достигшие своего апогея, требуют разрешения. Подобным трагическим разрешением и становится смерть главной героини, не согласной существовать в обществе деспотичной свекрови и бесхребетного мужа. Семья Кабановых, в которой Катерина провела лучшие годы своей жизни, становится у Островского олицетворением нездоровой атмосферы, царящей во многих богатых семьях, где унижают и оскорбляют человека как личность. Обновлено: Опубликовал(а): Филипенко Светлана Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|