|
Лужин и Свидригайлов по роману Преступление и наказание (Достоевский Ф. М.)Благородство — душевное качество самоотверженного честного человека с высокими нравственными ценностями. Чуткость к окружающим, готовность сопереживать и поддерживать — поведение благородных людей. Чтобы развить в себе благородство необходимо самосовершенствоваться, развивая свои лучшие качества и подавляя худшие. Вместо этого некоторые люди начинают “играть” в великодушие, создавая иллюзию своей благородности для окружающих. Наглядным литературным примером лжеблагородных людей являются Лужин и Свидригайлов, герои романа Федора Достоевского “Преступление и наказание”.
Лужин Пётр Петрович, жених Дунечки Раскольниковой, весьма высокого мнения о себе. Тщеславие и самовлюбленность развиты в нем до болезненности. В своём решении жениться на бедной девушке Дуне он видел свой подвиг, не понимал как можно не восхищаться его решением “возвысить” будущую жену до себя. При этом он не старается скрыть свои настоящие намерения: повысить свою репутацию и мнение о себе с помощью умницы-жены. Он ещё и не зная Дуни “положил взять девушку честную, но без приданого, и непременно такую, которая уже испытала бедственное положение”; именно затем, чтобы она полностью от него зависела. Во время поминок Мармеладова Лужин дал дочери покойного десять рублей. Может показаться, что Петр Петрович действительно человек великодушный, щедрый. Но, ко всеобщему удивлению, позже оказалось, что он в качестве мести Раскольникову, подбросил Соне в карман сто рублей и обвинил её в воровстве, чтобы показать Дуне и Пульхерии Александровне, что эта несчастная — воровка, обманщица, рассорив тем самым Раскольникова с семьей. Это крайне подлый, жестокий поступок, открывающий читателю натуру Лужина, притворявшегося благочестивым человеком.
Второй “лжеблагородный” герой романа — А. И. Свидригайлов — дворянин по происхождению, около пятидесяти лет отроду, человек обеспеченный и сладострастный. В своей “высокой” любви к Дуне он готов на все. Получив от Дуни отказ, Аркадий Иванович предлагал деньги Раскольникову для сестры, якобы без расчета, по доброте душевной. На самом же деле он хотел “купить” Дуню, встречу с ней. Подслушав разговор Раскольникова с Соней, Свидригайлов пытается шантажировать Авдотью, чтобы добиться ее любви. В, казалось бы благородном, предложении Свидригайлова помочь Раскольникову бежать за границу, кроется попытка, воспользовавшись ситуацией, сделать Авдотью своей должницей и забрать её, объект своей страсти, себе. Это не истинное благородство, а фальшь.
Оба героя оправдывают великими целями низость своих поступков и разной тяжести преступления. Но нет ничего благородного в чувстве превосходства над другими, истинное благородство заключено в превосходстве над самим собой. Обновлено: Опубликовал(а): Святослав Ворон Внимание! Спасибо за внимание.
|
|