Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




В чём нравственный смысл взлетов и падений любимых героев Л. Н. Толстого? По роману «Война и мир» (ЕГЭ по литературе)

Чтобы жить честно, надо рваться, путаться,

биться, ошибаться, начинать и бросать,

и опять начинать, и опять бросать,

и вечно бороться и лишаться.

А спокойствие — душевная подлость.

(Л. Н. Толстой)

«Война и мир» — одно из самых великих и самых значительных произведений русской и мировой литературы и самый крупный труд Льва Николаевича Толстого. Этот роман-эпопея охватывает около шестнадцати лет жизни России XIX века. На самом деле в «Войне и мире» два сюжета — внешний и внутренний.

Внешний — это цепочка событий, действий, поступков героев на фоне исторических событий 1805-1812 годов; внутренний — сложные психологические изменения героев, изображение их духовной биографии («диалектика души»). Эти сюжеты находятся в постоянном взаимодействии и отражают огромный спектр идей и проблем, поднятых Львом Николаевичем в романе.

Среди нескольких сотен персонажей эпопеи, исторических и вымышленных, известных и безымянных, выделяются любимые герои самого писателя. Их немного, но именно они через весь массив романа несут авторские идеалы и убеждения, его отношение к поставленным проблемам. Лев Николаевич считал, что «человек — текучее вещество», поэтому его любимые герои изображены в постоянном движении, противоречивом развитии. Автор подвергает их различным испытаниям: светским обществом, богатством, войной, любовью, смертью, — чтобы показать, как эти герои внутренне изменяются и самосовершенствуются. Ведь именно эту способность Толстой

больше всего ценил в людях. Принципиально важно, что автор не боится показать ошибки и провалы своих любимых героев: Пьера Безухова, Андрея и Марьи Болконских, Наташи и Николая Ростовых, Кутузова и некоторых других, — потому что уверен: достижение истины и человеческого счастья возможно только через тернистый и сложный жизненный путь, полный взлётов

и падений. Милые Толстому герои на протяжении всего романа находятся в постоянном поиске себя и смысла жизни.

Проследим путь духовных исканий Пьера Безухова. Этот герой — тот самый «декабрист», главный персонаж по изначальному авторскому замыслу романа. Заграничное воспитание сформировало у молодого человека гуманистические ценности, но сделало его совершенно не приспособленным к жизни и светскому обществу Петербурга. Мягкий, наивный Пьер легко становится «добычей» алчных Курагиных. Женитьба на Элен — его первое жизненное испытание, влекущее за собой второе — дуэль с Долоховым. Искренность и чистота Безухова проходят испытание лестью, подлостью и обманом. Он разочаровывается в жизни, которую ведёт, и уезжает из Петербурга. Вступление в масонское общество — начало духовного подъёма Безухова, его жизненных перемен. Однако этими переменами оказываются лишь слабые и наивные попытки изменить мир. Пьер не может отличить фальшь от правды, оказывается многократно обманут – он решает изменить самого себя. Разочарование в масонстве приходит, когда Пьер понимает, что для его «братьев» их

духовная деятельность — лишь предлог для получения выгоды и построения карьеры.

Любовь Пьера к Наташе Ростовой возрождает героя, вновь направляет его на поиски истины. Бородинское сражение, наивная мечта убить Наполеона, желание принести себя в жертву, спасение девочки — этапы духовного

становления Пьера Безухова в романе стремительно сменяются. Встреча с Платоном Каратаевым создаёт нового Пьера: он начинает понимать жизнь и людей, становится более устойчивым и разборчивым, — одним словом, испытывает духовное перерождение. А возрождённая и теперь взаимная любовь к

Наташе дарит Пьеру ещё и счастье. Он хочет посвятить свою жизнь изменению и переустройству России, желая сделать её лучше, — он будущий декабрист.

«Дорога чести» другого, не менее важного героя романа – Андрея Болконского — также «изломана» множеством событий и личностных переломов.

В начале романа Андрей одержим идеями Наполеона, мечтает совершить подвиг и прославиться — за этим он идёт на войну 1805-1807 годов. Этот этап его духовного подъёма завершается преодолением «наполеоновского» начала и личностным кризисом под небом Аустерлица. Оно помогло герою понять, что его мечта стать спасителем России — лишь заблуждение. Встреча с Пьером на пароме указывает Андрею путь веры в добро, а зародившаяся любовь к Наташе — спасает от кризиса и пробуждает желание жить. Новым переломным событием стала измена Наташи и расторжение помолвки — для князя Болконского это был сильный удар, подобный боли от смерти жены Лизы, заставивший испытать новое разочарование. Андрей с головой уходит в во-

енную службу, не позволяя себе думать о произошедшем и желать мести. В Бородинском сражении Андрей Болконский совершает нравственный подвиг, достигает гармонии с самим собой и понимает, что главное предназначение человека — быть единым со своим народом и служить ему. В финале своей жизни Болконский оказывается примирён и с собой, и с Наташей, и с Анатолем Курагиным, и со всем миром. Толстой заложил в этот психологический ход свою заветную мысль о том, что познание истины требует отказа от эгоизма, что жизнь правится искренностью, чистотой, добротой и любовью. Князь Андрей умирает просветлённым и успокоившимся: он исполнил своё предназначение, совершил личный подвиг.

Пути Андрея и Пьера на протяжении романа постоянно пересекаются. Тем не менее, перед нами два разных человека и два разных характера. Интересно, что периоды подъема у Пьера почти всегда совпадают с периодами падения князя Андрея (к примеру: когда Безухов вступает в масонскую ложу, Болконский переживает депрессию в связи с поражением при Аустерлице и смертью жены), и наоборот (когда Пьер разочаровывается в масонстве, князь Андрей возрождается благодаря любви к Наташе). Существование в романе нескольких положительных героев с различными судьбами позволяет Л. Н. Толстому показать, что поиски истины составляли часть жизни многих прогрессивных людей, и таким образом передать обобщённое состояние всего российского общества перед событиями 1825 г.

Лев Николаевич Толстой проводит своих любимых героев через череду сложнейших жизненных испытаний, заставляя переживать мучительные падения и взлёты, постоянно искать истину и познавать самого себя – чтобы в финале дать им обрести настоящее человеческое счастье.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.