|
По произведению Дегтева «Крест» (ЕГЭ по русскому)Может ли выполнение долга вызвать осуждение окружающих? Именно над этим вопросом размышляет советский писатель Вячеслав Дегтев. Чтобы привлечь читателей к поставленному вопросу автор пишет про пароход,который вез «особый груз» — осужденных священнослужителей. Полных пять дней он направлялся по курсу “норд-норд-ост”. Всё это время высших иерархов духовенства даже выпускали на палубу, не боясь, что кто-нибудь бросится за борт. “Ведь самоубийство у верующего — самый тяжкий грех”. На шестой день плавания комиссар, Яков Наумыч Бень, передал капитану приказ об оставлении машины, открытии кингстонов и потоплении парохода вместе с “грузом”. Капитан, решившись, выполнил этот приказ, ссылаясь на “долг” и мужественный поступок. Без капли сожалений, без мыслей об утопающих он спускался в баркас последний и никто из команды моряков даже не подал ему руки. Так, автор показывает, что тот поступок, который совершил капитан парохода вызвал такое отвращение, непонимание и осуждение в глазах моряков, что они даже не захотели подавать руки. И до сих пор не ясно как можно было совершить столь бесчеловечное преступление, не сочувствуя и думая лишь о том, что поступок выглядит очень по мужски, как в романах. Также важен фрагмент текста в котором рассказчик в лице капитана заканчивает пересказывать своюисторию, совершенного “долга”, священнослужителю и тот, пошатываясь, шепотом восклицает “Какое... Какое вы чудовище!“, закрывая свой крест ладонью. Читатель понимает, что иногда подвиг в глазах других может казаться ужасным поступком, достойного отвращения и ненависти, ведь, действительно, убийство ни в чем неповинных попов считать мужеством и прекрасным исполнением приказа никак нельзя. Приведенные примеры,дополняя друг друга, демонстрируют отношение писателя к изображаемому и помогают читателям понять его. Позиция автора понятна. Дудинцев подводит читателя к выводу о том, что выполнение долга и исполнение приказа может вызвать осуждение, непонимание и даже ненависть окружающих. Я полностью согласна с автором и считаю, что на ужасные поступки, скрытые под вуалью “долга”, нельзя закрывать глаза, т. к. они аморальны, бездуховны и вызывают заслуженное отвращение других людей. Так, например, после прихода большевиков к власти в ходе октябрьской революции начались активные гонения на священников. Последователи Маркса считали своим долгом уничтожение старого миропорядка и старых идеалов,которые отображались в лозунге “За Веру, Царя и Отечество". Именно поэтому активно в первую половину двадцатого века происходили репрессии священнослужителей и разрушения церквей, что привело к массовым протестам людей. Простой народ был против таких мер и явно выражал своё отвращение к действиям большевиков, однако и несогласных власть старалась репрессировать. Таким образом, действительно, долг может вызывать осуждение и ненависть окружающих людей. Обновлено: Опубликовал(а): СюзанАли Внимание! Спасибо за внимание.
|
|