|
По высказыванию Н. Бердяева: «Менее всего экономика может создать нового человека. Экономика относится к средствам, а не к целям жизни» (ЕГЭ обществознание)Русский философ Николай Бердяев говорил: "Менее всего экономика может создать нового человека. Экономика относится к средствам, а не целям жизни". В этом высказывании поднимается как проблема роли экономики в жизни человека и общества, так и проблема подмены истинных жизненных ценностей и ориентиров ложными. Обе эти проблемы являются актуальными в условиях современной рыночной экономики и ускорения темпа жизни, когда у человека остается все меньше времени на что-либо, кроме удовлетворения базовых потребностей. По мнению Николая Бердяева, экономическое благосостояние не может являться смыслом жизни человека. Максимум, чем оно может быть — это средством для достижения других, более высоких целей. Если же для человека главным становится материальное благополучие, то это неизбежно приведёт к его нравственному краху. С данной позицией невозможно не согласится. С помощью экономики можно удовлетворить лишь первичные, базовые потребности в еде, одежде, жилище и комфорте. Да, они находятся в основе всего, однако эти же потребности испытывают и звери, и птицы. Получается, если человек застревает на этом уровне, то по своей сути он ничем не отличается от животных и недостоин называться человеком в полной мере. Для подтверждения этого обратимся прежде всего к терминологии. Экономика (если рассматривать её как хозяйство, а не как науку) —это система хозяйствования, которая включает в себя отрасли материального производства и нематериальную сферу, обеспечивающих общество материальными и нематериальными благами. То есть экономика лишь служит для создания благ, а потому никак не может быть самоцелью. А что же является благом, которым обеспечивает человека экономика? Экономическое благо — это средство, необходимое для удовлетворения постоянно растущих потребностей людей в условиях ограниченности ресурсов. Да, потребности человека могут быть и высокими, — например, потребность в дружбе, понимании, самосовершенствовании. И благодаря денежным средствам можно беспрепятственно получить качественное образование, иметь доступ ко всему культурному и научному наследию человечества. Однако невозможно ни за какие богатства купить вкус, глубокий ум и чуткую душу, если ты сам не хочешь их воспитывать, упражнять и развивать. Проблема места экономического благосостояния в системе ценностей человека затрагивалась многими известными писателями. В своём рассказе «Господин из Сан-Франциско» Иван Бунин показывает, сколь мало значит богатство перед лицом смерти. Главный герой всю жизнь не живёт, а существует, стремясь заработать как можно больше. А когда решает, что вот уже может пожать результаты своих трудов и отправляется в кругосветное путешествие, то внезапно умирает. И в мгновение обесценивается и статус, и деньги погибшего: все сразу забывают про него, чтобы не нарушить своё спокойствие, для чего его тело прячут глубоко в темном трюме корабля. О том, что самая роковая ошибка — это неправильно выбранная главная задача в жизни, предупреждает в своих «Записках о добром и прекрасном» также и великий русский ученый и академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв. В шестом письме «Цель и самооценка» он доказывает, что, ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает в сумме гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять все. А если же для человека главная задача увеличивать в жизни добро, и он искренне радуется каждому своему доброму делу, то ему нечего терять. В заключение необходимо отметить, что проблема связи экономики и жизни человека не теряет актуальности и сегодня. Ведь преобладание материальных ценностей в жизни человека ведёт к духовному упадку всего общества, а это повлечёт за собой трудные времена. Обновлено: Опубликовал(а): Наталья Никонова Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|