|
17.2 Что такое, по мысли, Л.Н. Толстого, «жизнь настоящая» и кто из героев романа «Война и мир» живёт такой жизнью? (ЕГЭ по литературе)Оценка эксперта внизу "Война и мир" - произведение Льва Николаевича Толстого, написанное в жанре романа-эпопеи. Важной частью авторского замысла в нем является противопоставление героев, живущих "настоящей жизнью" и тех, чьё существование - лишь фальшь и подделка. Это противопоставление лейтмотивом пронизывает весь роман, чаще всего находя отражение в антитезе, которую образуют по-настоящему живые персонажи и окружающее их светское общество. Итак, рассуждая над поставленной проблемой, нельзя не умопянуть, что значит термин "настоящая жизнь" в понимании автора. Для Толстого настоящей жизнью в первую очередь является существование, свободное от предрассудков, искреннее, открытое и, немаловажно, наполненная любовью к людям. Любимые герои автора живут так, как подсказывает им сердце, они говорят то, что думают, без раздумий отдаются чувству и полно вдыхают жизнь. Именно поэтому им тесно в удушливом светском обществе с его сковывающими ограничениями, диктующими как себя вести, что говорить и что думать. Масштаб души тех героев, которые живут по-настоящему, выходит далеко за рамки света, подобно дешёвой подделке блестящего и пустого. Без сомнения, первой героиней, которая приходит на ум, когда речь заходит об умении жить "настоящей жизнью", является идеал Толстого Наташа Ростова. Еще в начале романа, когда её имя впервые появляется на страницах романа, она описывается как "черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка". Забегая вперёд скажу, что при внимательном прочтении романа становится очевидно, что эта "некрасивость" Наташи практически везде прощается ей автором: на передний план выходит ее естественность, подлинность чувств и чистота души, и оттого довольно часто Толстой награждает Наташу эпитетом "хорошенькая". Ростова искренна и в словах, и в поступках, она открыта жизни, неподдельно восхищаясь её прелестью. Это можно проследить в эпизоде её первого бала - во время разговора с ней, князь Андрей Болконский обращает внимание на её сияющее счастьем лицо, полные восторга глаза и по-детски радостную улыбку, что выделяет её среди сотен таких же девушек в белых платьях с цветами на корсаже. Помимо этого, Наташа альтруистична - доказательство этому можно найти в знаменитом эпизоде с подводами, когда Ростова, не сомневаясь ни секунды, приказала отдать весь свободный транспорт под раненных. Она даже не думает о материальных ценностях, оставляемых в доме, и в этом проявляется её душа, умеющая сострадать, свободная от принятой в свете системы приоритетов. В противовес Наташе Ростовой, с детства живущей "настоящей жизнью", князь Андрей пришёл к ней не сразу. Этому предшествовал долгий путь душевных исканий , где была и жажда славы, и пересмотр ценностей, и душевный кризис, и жизнь "для себя" и ещё многое другое. Гораздо более важным здесь является осознание того, что на самом деле является верным путем. Здесь нужно сказать о том, что в первый раз "настоящая жизнь" открылась князю Андрею в период его знакомства с Наташей, его любви к ней и обручения. Тогда Болконский, до этого восхищавшийся Сперанским и активно участвовавший в организованной им деятельности, внезапно понял праздность этого занятия. Все его законы, все статьи и документы о правах и свободах оказались просто словами, неприменимыми к реальной жизни. Тогда правда в первый раз открылась князю Андрею. Однако после этого последовал его отъезд в годовое путешествии, весть о попытке побега Наташи с Анатолем и разрыв с ней. Разочарование и жажда мести, овладевшие душой князя, вытеснили осознанное им ранее, он снова погружается в душевный кризис. Возвращение к "настоящей жизни", как ни парадоксально, происходит когда он уже близок к смерти - после ранение в палатке он видит Анатоля и неожиданно для себя понимает, что простил его. После, перемещаясь с обозом Ростовых, он вновь встречает Наташу и прощает и её. Душа князя Андрея возрождается через христианские ценности, через доктрину всепрощения и любви, он осознает бессмертие души. Его душа освобождается от лишнего, ненужного, напускного. Это просветление, доставшееся ему дорогой ценой, оно облегчает его переход в мир иной - Болконский понял что-то, недоступное тем, кто ещё жив, а потому не мог больше жить. Таким образом очевидно, что в романе-эпопее "Война и мир" поднимается множество проблем, одной из которых является проблема умения жить "настоящей жизнью", и из вышеперечисленных примеров можно сделать вывод о том, какой смысл вкладывает автор в это понятие. Обновлено: Опубликовал(а): Ekspert Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|