|
Почему Раскольников — «человек идеи»? Чем он отличается от персонажей такого же типа других произведений? по роману Преступление и наказание (Достоевский Ф. М.)Фёдор Михайлович Достоевский — один из величайших русских литераторов. Он является автором романа «Преступление и наказание». Однако по поводу жанра этого произведения определенного мнения нет. Некоторые называют его романом-трагедией, другие — идеологическим романом. Все эти версии сходятся в одном: они называют Родиона Раскольникова «человеком идеи». Действительно ли это так? Для начала стоит сказать, что сам автор писал, что Раскольников является «человеком идеи». Писатель выделил и основные черты людей такого типа: «Идея обхватывает его и владеет им, но имея то свойство, что владычествует в нем не столько в голове его, сколько воплощаясь в него, переходя в натуру, всегда с страданием и беспокойством, и уже раз поселившись в натуре, требует и незамедлительного отношения к делу… Для такого человека измениться в убеждениях значит… тотчас же измениться и во всей жизни». И это действительно можно увидеть, рассмотрев эпизоды романа. Например, в день убийства старушки ясно прослеживается то, о чем говорил Достоевский. Всё время перед преступлением Раскольников сомневался в своей идее. Однако, в день убийства у него не было сомнений. Все его мысли были направлены лишь на то, чтобы незаметно осуществить задуманное. То есть, хоть его идея и родилась изначально в его голове, вскоре она как бы перешла в его цель, и Родион совершил убийство как бы машинально. В момент самого преступления его нравственная сторона ушла на задний план. Именно об этом и говорил Достоевский. Также можно разобрать эпилог романа. Тут мы видим искупление Раскольникова. Он признается в своем прегрешении, жалеет, что заставляет Дуню и мать переживать за него. Ему не стыдно перед Соней, потому что Родион собирается искупить все свои грехи «бесконечной любовью» к ней. Читатель видит, что главный герой отказывается от своей теории — вследствие чего меняет всю свою жизнь. Впрочем, и в других произведениях литературы присутствует «человек идеи». Например, Евгения Базарова из романа Тургенева «Отцы и дети» можно причислить к такому типу персонажей. Идея Евгения заключалась в том, что нужно разрушить нынешние уклады общества и построить новое, более совершенное общество. Базаров схож с Раскольниковым по стремлению к осуществлению своей задумки. Евгений част отстаивал свои взгляды в диалогах с Кирсановым, пользовался людьми ради достижения цели. Родион же тщательно планирует убийство старухи, готовится к нему (например, заранее приготовленный топор). Как бы то ни было, идеи обоих героев были обречены на провал. Их планы не рациональны, в них не продумано, что будет после осуществления желаемого. Также, оба героя причисляют себя к «сверхлюдям». Но Базаров и Раскольников имеют и различия. Идея Евгения более глобальна, нежели Родиона. Главный герой романа «Преступление и наказание» хотел убить процентщицу и доказать себе, что он из «высших» людей, а Базаров — разрушить почт все устои Российского общества. Другое различие заключается в окончании их историй. Если у Раскольникова есть право на искупление, и он заменяет стремление к самоутверждению и выходу из нищеты любовью и Богом, то Базаров умирает бесславно, от болезни, не имея шансов исправиться. Философия Евгения, при которой он не боялся никаких опасностей и не заботился о близких, стала причиной его смерти. Раскольников же дорожил своей семьёй и возлюбленной, почему и смог искупить свою вину. Таким образом, Достоевский показывает нам новый тип «человека идеи». Он может признать неправильность своей теории, исправиться и продолжить жить спокойной человеческой жизнью. Обновлено: Опубликовал(а): Степан Колчин Внимание! Спасибо за внимание.
|
|