|
В каких ещё произведениях XX века встречается тема личности и истории и в чем они схожи с «Реквиемом»? (ЕГЭ по литературе)Многие русские писатели XX века обращались к теме личности и истории. В романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» Юрий Живаго оказывается в гуще революционных и венных событий России начала XX века. До этого он вел тихую мирскую жизнь, имел семью, которую безмерно любил: «старался относиться с любовью ко всем людям, не говоря уже о семье и близких». Но Первая Мировая война отрывает его от дома, и на фронте он, сталкиваясь с человеческой жестокостью, смотрит по-иному на жизнь: «с каким трудом привыкал он к кровавой логике взаимоистребления». Спустя два года он возвращается к родным, где сталкивается с революционной действительностью и впадает в отчаяние от увиденного. Он «нетерпеливо рвался к этой жизни обратно», но ожидания не оправдались, «странно потускнели и обесцветились друзья. Ни у кого не осталось своего мира, своего мнения». Впоследствии гражданская война оторвала его даже от любимой семьи, Лары, и он, глубоко несчастный, остается один, постепенно превращаясь в ничтожество, «сознающего свое падение человека». «Юрий Андреевич … забросил медицину, превратился в неряху, перестал встречаться со знакомыми и стал бедствовать», и развивающаяся болезнь в конце концов погубила его в 37 лет. Аналогичная ситуация происходит в «Реквиеме». Лирическая героиня оказалась жертвой исторических событий, режима, пришедшего к власти. Она так же, как и Живаго, была бессильна, не могла противостоять ужасному процессу, потому что человек как личность — ничто перед ним: И безвинная корчилась Русь Под кровавыми сапогами И под шинами черных марусь. В романе М. Шолохова «Тихий Дон» Григорий Мелехов вел тихую казацкую жизнь. Но все меняется с приходом войны. Григорий не принимает ее, потому что не знает, за что борется и потому что ему противно убийство как таковое: «Я, Петро, уморился душой…»; «Меня совесть убивает. Я под Лешнювом заколол одного пикой». Война принесла ему большое несчастье, разрушила семью: погибает брат от рук своего же хуторчанина; умирают все, кроме Дуняшки да сына Мишутки: «Это было все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром». Григорий не принимал войну, но и не мог избежать её. Так же происходит и в «Реквием»: героиня не соглашается с господствующим порядком, рушащим её жизнь, но остается бессильной. Она, как и Григорий, потеряла всё, что было ей дорого, не по своей вине, а по вине сложившихся обстоятельств. Таким образом, герои всех трех произведений пострадали от исторических событий. Личность оказывается раздавленной этой беспощадной жестокостью и безразличием. Обновлено: Опубликовал(а): Тимофей Филиппов Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|