|
Характеристика отношений Печорина и Грушницкого по роману Герой нашего времени (Лермонтов М. Ю.)С первых же встреч недолюбливающие друг друга приятели в конечном итоге оказались лицом к лицу в смертельном поединке. Оба боролись за внимание девушки — один из жажды чувств, другой из любопытства; оба руководствовались завистью и жадностью самолюбия и прекрасно играли избранные роли. Что стало причиной их дружбы? Что толкнуло к ненависти? Что помешало примирению? На все эти вопросы можно найти в тексте романа «Герой нашего времени». Григорий Александрович посматривает на приятеля, как взрослый с высоты своего опыта глядит на незадачливого ребёнка: ухмылка часто не сходит с лица Печорина. Он находит товарища «милым» и «забавным», читает его характер и переживания, видит его недостатки и слабости. За эту проницательность Грушницкий в глубине души и недолюбливал товарища, хотя «наружно» они «в самых дружеских отношениях». Григорий Александрович испытывал к нему взаимную неприязнь: «Я его также не люблю: я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнемся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать» — предчувствовал он. Печорин был задет поведением Мери, которая предпочла ему юнкера. Это не на шутку кольнуло его самолюбие — здесь он очень похож на своего друга — и это въедливое чувство только подкреплялось со временем. Григорий Александрович был возмущён тем, что его предпочли напыщенному и наивному юнкеру, к которому он к тому же испытывал сомнительные чувства. Офицер чувствовал своё превосходство над Грушницким. Тот вряд ли это заметил — он был упоён восторгом от знаков Мери, и его хорошее настроение и неожиданный успех, скорее всего, только укрепили в нём дружеские чувства ко всему миру, в том числе и к Печорину. А тот из зависти решил показать всем, и самому себе в том числе, что и он может завоевать внимание и любовь московской кокетки. При другой встрече Грушницкий не перестаёт забавлять Печорина: « <…> он был довольно смешон в этом геройском облечении» — говорит Григорий Александрович о юнкере, вооружившемся пистолетами на случай нападения черкесов. Главный герой продолжает злить княжну и ведёт себя довольно дерзко, чем вызывает смущение Мери и «недовольный взгляд» её собеседника. Грушницкий не желает, чтобы кто-либо вёл себя неучтиво с той, в которую он влюблён, и он сам несколько возмущён таким поступком друга. Однако он попытался заверить княжну, что Печорин не имел в мыслях ничего дурного. Для юнкера это очевидно следует просто из того, что Григорий Александрович ему приятель, он и не думает о каких-то расчетливых намерениях своего товарища. Грушницкий считает Печорина одним из самых близких своих друзей и доверяет ему сердечные тайны. Григорий Александрович развлекается происходящим и желает лишь удовлетворить собственное самолюбие. Он понимает, что юнкер ему ничего не сделал, но им движет зависть, хотя «бедняжка <…> вовсе её не заслуживает». В Печорине просыпается и другое «скверное, но непобедимое чувство», которое «заставляет нас уничтожать сладкие заблуждения ближнего, чтоб иметь мелкое удовольствие сказать ему <…> «Мой друг, со мною было то же самое, <…> однако, я обедаю, ужинаю и сплю преспокойно…». Печорину доставляет истинное наслаждение чувствовать и проявлять своё превосходство над людьми, кольнуть кого-нибудь не слишком глубоко, но метко. И близкий знакомый не может избежать такой участи. После того, как Григорий Александрович достаточно сильно влюбил в себя княжну, он уже сам спрашивает друга: «Как ты думаешь, любит ли она тебя?». И замявшийся Грушницкий не может ответить утвердительно. Печорин желал бы, чтоб новоявленный офицер объяснился с Мери, раскрыл ей свои чувства и тем самым положил конец их отношениям. И товарищ незаметно подчиняется этой воле. Главный герой имеет над ним полную власть и спокойно пользуется этим. Исход бала, на который Грушницкий явился с долгожданными эполетами, стал переломным этапом в отношении с Печориным: история с Мери прошла, но она не была забыта, именно за неё с того момента пытается отомстить проигравший соперник. Неожиданное осознание своего глупого положения, отчаяние отвергнутого кавалера, ревность и более всего боль задетого самолюбия выливаются в сухую жгучую злость, в огромную жажду мести. Когда знакомый ощутил боль предательства и отвержения, Григорий Александрович изобразил состояние полного спокойствия и непонимания. Конечно, в словах Печорина есть доля истины: Мери ничего не обещала своему обожателю, она лишь посвятила ему «два-три нежных взора», которые стали следствием первого впечатления и невыносимой скуки, а после откровенно выказывала холодность. Влюблённый юноша сам увивался за ней, и было бы не совсем честно обвинять девушку в том, что она не отталкивает порядком надоевшего юнкера. Но за вопросом Печорина скрывается пропитавшая его желчь, наслаждение муками жертвы, некоторая издёвка. «Враждебная шайка во главе с Грушницким» стала распространять слухи, посягающие на репутацию Печорина. После активных действий ненавистников даже хороший знакомый Григория Александровича врач Вернер говорит: «<…> вы знаете, есть случаи… <…> в которых благородный человек обязан жениться, и есть маменьки, которые по крайней мере не предупреждают этих случаев...». Печорин пришёл в ярость. В первый раз товарищ невольно стал причиной затаённой обиды Григория Александровича, но открытое враждебное поведение бывшего приятеля, подлые действия собравшейся около него шайки привели Печорина в состояние бешено закипающей злости. Завистники решились на отчаянную игру: вызвать ненавистного им человека на дуэль, чтоб выставить того трусом в глазах общества. «Если б Грушницкий не согласился, я бросился б ему на шею», — признавался Печорин. Но бывший товарищ, давно желающий насолить обидчику, не мог бы даже при всплеске благородных или угасших дружеских чувств отказаться от налагаемой на него роли: все собравшиеся ждали от него ответа, отказ означал бы его собственную трусость. Отношения между героями стали более чем напряжёнными. Нужна была только искра, чтобы вспыхнуло пламя. Грушницкий старательно выискивал осечку последнего — для дуэли ему нужна была причина. Почти пять часов он с драгунским капитаном высидел в засаде лишь для того, чтобы поймать своего врага на месте преступления. И всё же Грушницкий изначально не хотел называть имени едва не пойманного им человека: «Я вам расскажу всю историю, <…> только, пожалуйста, не выдавайте меня…» — просит трусливый офицер, бравируя своей смелостью. Он желает придать себе храбрости в глазах товарищей и подпортить репутации отвергнувшей его Мери. Но ропот неодобрения заставляет его раскрыть личность преступника. Дуэль становится неизбежной. Печорин задумал «испытать» своего врага. Он дал ему возможность исправить совершённые ошибки и искупить прежние подлости, проявить «искру великодушия». Но тот не использует этот последний шанс. Грушницкий поминутно шепчется с драгунским капитаном, пытаясь, вероятно, добиться, чтоб дуэль проходила по обычным условиям, но его секундант не соглашается на это. Но он не может раскрыть запланированный обман — так он покажет собственную подлость. Поэтому Печорин думал, что тот выстрелит на воздух. В конце дуэли, после того, как Грушницкий не смог совладать со своим самолюбием и пошёл на сделку с совестью, юноша сам хочет поскорее расстаться с жизнью. «Нам на земле вдвоем нет места...» — говорит герой в последние моменты жизни, не желая ни просить прощения, ни как-либо сопротивляться надвигающейся гибели. Он чувствует, что дал свету увидеть изнаночную сторону своей души, он не может больше оправдать свою трусость и подлость, он презирает себя вопреки самолюбию. И всему этому виной Печорин. Печорин играет чувствами друга, но потом сам приходит в ярость, узнав, что тот захотел отплатить ему тем же. Главный герой устраивает испытание недавнему другу, всеми силами старается помочь его душе, которой на самом деле не чужды простота, наивность, доброта, честность. Сам Печорин в несколько другой степени обладает теми же отрицательными качествами, что и тот, кого он подвергает расправе, в то время как в нём нет такой искренности и человечности. Но эти стороны не помогают Грушницкому — самолюбие и слабость характера губят его. Герой сам это понимает, признаёт своё поражение и покоряется смерти, не имея желания и сил продолжать противостояние. Постоянное соперничество персонажей, сперва прикрытое дружбой, а после вылившееся в напряжённую борьбу не на жизнь, а на смерть, показывает, какие неразгаданные скверные чувства могут открываться в наших душах, даже самых светлых и далёких от вражды. Обновлено: Опубликовал(а): Воронцова Наталья Алексеевна Внимание! Спасибо за внимание.
|
|