|
Отношения между Грушницким и Печориным по роману Герой нашего времени (Лермонтов М. Ю.)Печорин и Грушницкий — знакомые, приятели, соперники, враги. Реалист и мечтатель, эти герои прошли путь от непринуждённых бесед до пистолета. Один из них стал убийцей другого, второй стал жертвой первого. Как это произошло? В словах, жестах, мыслях героев хорошо прослеживается динамика этих отношений. У героев есть черты, которые противопоставляют их друг другу. Грушницкий — юнкер, Печорин уже дослужился до офицера. Первый выглядит несколько старше своих лет, второй кажется моложе. Мечтательный Грушницкий желает стать «героем романа», в чём видит своё высокое и трагическое предназначение; Печорину эта жизнь уже наскучила. Главный герой научился анализировать поступки людей, вникать в их психологию, он прекрасно понимает слабые стороны каждого, предугадывает действия окружающих и понимает, что они испытывают. Его приятель не знает о людей ничего. Он не привык заниматься кем-то, кроме себя, в то время как Печорин постоянно старается заглянуть в душу другому человеку. В размышлениях с собой он старается быть честным, не утаивая от себя правду. В противовес этой откровенности Грушницкий старается скрыть от себя истину, зная, что она ему понравиться. Укрываясь за романтическими мечтами, создавая себе особое видение мира, он закрывает глаза на свои слабости. Есть в образах героев и то, что их объединяет. Они оба несут военную службу, за что попадают в презрительную немилость молодых дам на водах. Изначально они имеют разные чины, но через некоторое время Грушницкого повышают до офицера. Оба персонажа «о себе высокого мнения». Но если у Григория Александровича чувство собственного достоинства, рождённое природой, подкреплено знаниями жизни и умением завоёвывать власть над людьми, то у Грушницкого — пустыми убеждениями о своей страдальческой судьбе. Последний не знает меру своему самолюбию, оно ослепляет героя, руководит его действиями. Слабость характера и неуверенность Грушницкого приводят к тому, что любое мелкое происшествие задевает его самодовольство, пробуждаёт в нём бешеную ярость, из-за которой тот теряет контроль. Восхищённый произведённым на Мери впечатлением, Грушницкий не замечает игры Печорина. Он наивно полагает, что они хорошие товарищи, не замечая, что Григорий Александрович увидел в нём соперника. А потому юнкер доверяет все свои переживания Печорину. Тот же откровенно издевается над Грушницким. Юноша оценивает людей по себе: сам он прост в словах и чувствах, и потому мысли об игре Печорина даже не приходят ему в голову. «Однако признайся, ты раскаиваешься?..» — без тени сомнения спрашивает герой, имея в виду дерзкое поведение приятеля, когда тот напугал княжну неожиданным появлением во время конной прогулки. В то время как Грушницкий опьянён своими чувствами к княжне и в нём уже появились надежды, Григорий Александрович прямо у него под носом обходными путями, невидимыми юнкеру, отбивает у него Мери, готовясь посмеяться над своим товарищем. «Я подожду только той минуты, когда твой разговор ей наскучит…» — открыто предупреждает Печорин. Пользуясь слепотой приятеля, Печорин продолжает искусно играть свою роль. Внешне герой поддерживает с ним дружеские отношения, но в душе затаил обиду и готовит сладкую, хорошо выдержанную месть. Грушницкий же видит в Григории Александровиче друга. Хотя, стоит упомянуть то, как он ликовал, когда Мери старалась осечь разговоры офицера, и то, как перед балом он неловко бросил: «Ты, говорят, эти дни ужасно волочился за моей княжной?». Последние слова он произносит «довольно небрежно и не глядя» на Печорина. Втайне ухажёра задевает такое поведение друга и охлаждение юной красавицы. Печорин постоянно заводит с другом разговоры о княжне, об их отношениях, убеждается в том, что всё идёт по его плану, и наслаждается предвкушением своей победы, кормит самодовольство усмешками над мечтательным юнкером. Григорий Александрович разжигает страсть и решительность Грушницкого, внушая ему мысли о взаимности чувств Мери, но предупреждает, что любви этой не суждено оказаться счастливой. Мучения влюблённого доставляют Печорину истинное удовольствие. Печорин словно подготавливает наскучившего княжне кавалера к тому, чего тот старается ещё не видеть и чего он не разгадал. «Берегись, Грушницкий, она тебя надувает...» — заговорщически сказал он другу. В ответ на эту фразу Грушницкий только улыбнулся: « <…> мне жаль тебя, Печорин!..» — от души произнёс он. Новоявленного офицера выставили глупым наивным мальчишкой в глазах друга и милой барышни, и это не может его не задеть. Спустя столько времени Грушницкий понимает, что всё это время его обманывали, что скрывалось за дружескими чувствами человека, которого он считал приятелем, и какой ветреной и непостоянной кокеткой оказалась та, которую он почитал за прелестнейшего ангела. Этот эпизод стал переломным в отношении Грушницкого к Печорину. Последний поглядывает на бывшего друга всё так же насмешливо, не воспринимает его всерьёз. Первый же задумал взять реванш за причинённый самолюбию урон. Он рассчитывал на основательную, восхитительную месть. Печорин из хорошего приятеля превратился в злейшего врага. Настала очередь Грушницкого строить козни Григорию Александровичу. Завистники, собравшиеся вокруг бывшего приятеля Печорина, считают офицера высокомерным и зазнавшимся франтом. Они приписывают все возможные дурные черты, и выбор их падает на трусость —именно это качество они желают осмеять перед обществом. Драгунский капитан придумывает отличную месть, но главную ответственность в действиях возлагает на Грушницкого. «Холодная злость» сжала Григория Александровича: это были уже не мелкие пакости в его адрес, а целая игра, призванная с целью оскорбить и унизить Печорина. С этой минуты начинается настоящее противостояние: оба персонажа — Печорин и Грушницкий — исполнены злостью, каждый старается отомстить другому за нанесённые обиды. Если раньше шутки Печорина и мелкие проступки Грушницкого не представлялись особо серьёзными, хотя и сильно ранили приятелей, то теперь они настроены больше, чем решительно. Никто из них, верно, не решился бы успокоится и признать себя проигравшим в этой борьбе. Их отношения напряжены до предела: «Грушницкий мне не кланяется уже несколько времени, а нынче раза два посмотрел на меня довольно дерзко. Все это ему припомнится, когда нам придется расплачиваться». В этом противостоянии особенно отчётливо выявляется объединяющая их черта: глубокое, священное для каждого самолюбие. Враждебная шайка сочиняет отличную шутку, направленную против Печорина. Герой желает нарушить планы заговорщиков и выставить на посмешище их, а потому сам предлагает дуэль, демонстрируя этим свою смелость и готовность постоять за свои честь и доброе имя. Те мгновенно реагируют на этот ход, и решаются на ещё более подлые и низкие требования — практически на убийство. Грушницкому, в отличие от остальных, знакомо чувство благородства и совести, но из-за нежелания вызывать неодобрение компании он с трудом соглашается на новые условия. Внутренняя борьба Грушницкого продолжается до самой последней минуты поединка. Герой споткнулся, зацепившись за ветку, «лицо его ежеминутно менялось», «посиневшие губы его дрожали», «он смутился, покраснел, потом принужденно захохотал». И всё-таки, заглушив совесть, он целится прямо в лоб врагу, понимая, что второй пистолет не заряжен и Григорий Александрович не сможет убить его. Грушницкий решает промолчать о заговоре и тогда, когда за оружие берётся Печорин, когда тот уговаривает его раскаяться: «Подумайте хорошенько: не говорит ли вам чего-нибудь совесть?» — спрашивает главный герой, глядя в глаза своему врагу, принявший совершенно спокойный вид. На поединке выходит наружу всё самое отвратительное, что носит в себе душа Грушницкого. Подлость, трусость, эгоизм так явно и резко выступают на поверхность, что юноша уже не может закрывать на это глаза, как он делал это раньше. Теперь об этом узнает весь свет — могло ли раздутое самомнение Грушницкого допустить такое? Могло ли смириться с той утратой, которую понесло по милости Григория Александровича? Конечно, нет. Грушницкий сам признаётся, что никогда не простил бы поступок противника. Всё, что ему остаётся — шагнуть на встречу смерти, потому как он очень слаб и не в силах пережить такой удар, не может сжиться с осознанием собственных пороков, не в состоянии заглушить боль взбешённого самолюбия, которому ещё больнее от мысли, что в действительности герой оказался невероятно ничтожным и жалким человеком. Прежний мир его разрушился, а строить новый ему не под силу. Обновлено: Опубликовал(а): Воронцова Наталья Алексеевна Внимание! Спасибо за внимание.
|
|