|
Вы здесь: Критика24.ру › Ахматова Анна
Литературный портрет Анны Ахматовой (Ахматова Анна)Получить признание в русской литературе — вещь не из легких, получить признание в русской литературе женщине — и вовсе кажется невозможным. Когда мы вспоминаем имена великих классиков, на ум приходят Пушкин, Толстой, Лермонтов, Тургенев, Бунин, Куприн; когда мы вспоминаем имена великих женщин-классиков, в сознании появляются лишь Цветаева, Ахматова да Гиппиус. В справочниках всё то же. Во многом это объясняется тем, что допуск к образованию в Царской России девушкам получить было крайне сложно, но факт остается фактом.
Кто такая Анна Ахматова? Несчастная женщина, крайне несчастная. Репрессии советской власти отложили на ее жизни тяжелый незабываемый отпечаток: её первый муж был расстрелян, а сын не один раз несправедливо обвинен и посажен в тюрьму. Многие месяцы она выстаивала у стен в надежде увидеться(?) с ним, много горя выпало на её долю как матери и жены. И черты лица в портретах у нее такие невеселые: острые скулы, нос с горбинкой, глубоко посаженные усталые глаза под почти прямыми спокойными бровями. Вся она излучает какую-то смиренность и стойкость — серьёзная, терпеливая, не корчащаяся в истерике и не бездушно улыбающаяся, а по-искреннему неподвижная, как бы безучастная, но на самом деле прячущая эмоции внутри, что вылить их после на бумагу.
Из, даже не просьбы, мимолетно идеи случайной женщины, встреченной с тюремных очередях, выросла поэма "Реквием". Она дополнялась потихоньку, от года к году. Самые первые наброски были написаны еще в 1934 году, но тема не отпускала даже в шестидесятых. Большая часть строф датируется периодом с 1938 по 1940. Когда я впервые на пробу зачитывала вслух текст отчего-то охрипшим голосом, усталая к концу дня и не выспавшаяся предыдущей ночью, я поняла, что эта та интонация, в которой нуждаются наполненные болью собственного опыта строки. Тихо, не спеша, совершенно спокойно и даже как-то поникше проговаривала я букву за букой, и в сознание рисовались серые безрадостные картинки прошлого Анны Андреевны, живые и горькие…
Любовная лирика Ахматовой завораживает. Почему-то она тоже представляется серой, благородно-серой, может из-за моей личной ассоциации с "Сероглазым королем", прочитанным одним из первых в учебнике. В отчаянии и безответности стихотворений "Сжала руки под темной вуалью" и "Песня последней встречи", боли и ощущении одиночества "Как соломинкой пьешь мою душу" и "Хорони, хорони меня, ветер", угадывается, узнается трогающее душу и популярное нынче у молодежи "стекло", когда все печально и плохо, и эта грусть очищает душу, приводит в порядок буйные мысли, успокаивает бурную воду нежелательных мешающих эмоций.
Иногда я думаю о том, какой бы была русская литература, если бы её писали женщины, насколько она по-другому бы строилась, другие события и проблемы бы поднимались. Возможно, всё было бы более грациозным, более нежным, более… романтичным.
Анна Ахматова смогла встать в один ряд с мужчинами и стать одной из наиболее значимых фигур русской литературы двадцатого века. Стойкая, сильная, она пережила две мировые войны, революцию, репрессии, поделилась опытом в своем творчестве. Анна Андреевна практически создала целый пласт лирики, показала нам какой она может быть, написанная от лица женщины. Она заслуживает искреннего восхищения и вечной памяти. Обновлено: Опубликовал(а): Липовая Полина Внимание! Спасибо за внимание.
|
|