|
«Волшебная скрипка» (Гумилев Николай Стихи)Жанр стихотворения — философская лирика. Тема произведения — поэзия. Идея — самоотречение поэта, его судьба и неминуемая трагичность этой судьбы. Стихотворение представляет собой послание к «милому мальчику», который только собирается ступить на путь творчества. На форму послания здесь указывает посвящение «Валерию Брюсову». В основе произведения лежит монолог лирического героя с предупреждением «милому мальчику» о возможных опасностях, если он возьмёт в руки «волшебную скрипку» (выберет путь творчества). Внутреннюю композицию мы можем разделить на 4 части: 1) обращение лирического героя к мальчику с предостережением не просить о «счастье, отравляющем миры»; 2) описание пути того, кто возьмёт в руки скрипку; 3) сообщение о том, что будет с мальчиком, если он «устанет играть»; 4) лирический герой замечает, что мальчик уверен в своих намерениях, и он «благословляет» его на путь творчества: «На, владей волшебной скрипкой, посмотри в глаза чудовищ / И погибни славной смертью, страшной смертью скрипача!». Основными композиционными приёмами являются повтор и усиление, также всё произведение построено на приёме иносказания. Это и единоначатие, и многосоюзие, и тавтология, и повтор одних и тех же лексических и синтаксических единиц. Сильными позициями текста являются заглавие («Волшебная скрипка» указывает на тему произведения), посвящение («Валерию Брюсову» — таким образом реализуется отсылка к его стихотворению «Юному поэту», эти стихотворения тематически перекликаются), первая и последняя строфы стихотворения, в которых выражается идея произведения. В стихотворении восьмистопный хорей чередуется с пятистопным хореем, осложнённым пиррихием. Рифма перекрёстная. Женская рифма чередуется с мужской. В стихотворении присутствует звукопись (преобладает аллитерация, причём в одних стихах — сонорные звуки, в других — шипящие). Из графических средств используется выделение другим шрифтом посвящения «Валерию Брюсову». В стихотворении используется устаревшая лексика: очей, взоры.
Художественное пространство произведения — это пространство-абстракция. Здесь отсутствует описание конкретного пространства, а также отсутствуют пространственные номинации. На пространство указывают только следующие образы: «под солнцем», «под вьюгой», «под белеющим буруном», «запад», «восток». Таким образом, пространство мы понимаем как весь доступный герою мир. Художественное время — также абстракция. На время указывают следующие образы: «вечно петь», «вечно биться», «и под солнцем, и под вьюгой», «и когда пылает запад, и когда горит восток». Таким образом, здесь время — вечность, которая существует сама по себе. Художественное состояние — опасение, переживание тревоги, а также намерение предостеречь, предупредить, переубедить, показать опасность выбранного пути и призыв осуществить задуманное (в последних двух стихах). Художественное событие — монолог лирического героя, в котором он описывает судьбу поэта. Всё стихотворение строится на образах-символах. Явные образы-субъекты здесь — лирический герой и мальчик, к которому он обращается (под мальчиком, конечно, подразумевается любой начинающий поэт, который намерен посвятить творчеству свою жизнь). Другие яркие образы произведения: «волшебная скрипка» (что является намёком на поэзию, на поэтический дар, или гениальность), также такие мистические образы, как «духи ада», «бешеные волки», «чудовища» (которые олицетворяют собой препятствия, стоящие на пути поэта, а также воплощают собой те страдания, которые испытывает творец, когда по разным причинам он «молчит»). Авторская позиция выражена не только посредством заголовка и обозначенных образов — все средства выразительности способствуют передаче идеи произведения. Отдельно стоит сказать о посвящении, в котором реализуются интертекстуальные связи. Так, посвящение «Валерию Брюсову» отсылает читателя к его стихотворению «Юному поэту», в котором лирический герой Брюсова оставляет три завета начинающему поэту: «не живи настоящим», «никому не сочувствуй», «поклоняйся искусству». Таким образом, Н. Гумилёв вступает в своеобразный диалог с В. Брюсовым. Конечно, в произведении Николая Гумилёва рисуется образ самоотречённого поэта, который жертвует собой ради творчества, у Брюсова отречение от себя описано не так трагично: «Третий храни: поклоняйся искусству, / Только ему, безраздумно, бесцельно». Идейно-эстетическое содержание текста заключается в следующем: поэт, наделённый творческим даром, будет подвержен ряду испытаний на своём пути, прежде чем ступить на путь поэзии, ему необходимо решить для себя, сможет ли он выдержать предстоящие испытания. Творчество в стихотворении — это дар, посильный не каждому, но даже самый талантливый творец непременно будет несчастен: «На, владей волшебной скрипкой, посмотри в глаза чудовищ / И погибни славной смертью, страшной смертью скрипача!» Все средства поэтического произведения в гармоническом единстве способствуют передаче идейно-эстетического содержания. Так, заглавие, система образов, посвящение передают идею того, что творчество является испытанием, и даже бременем, одарённого поэта, что творчество — это непременно дар, который не каждый достоин иметь. Восклицательные предложения, ритм, рифма, система образов, повторы, аллитерация, антонимы и другие средства служат средством усиления, подчеркивания авторской позиции. Обновлено: Опубликовал(а): НатАлЩерб Внимание! Спасибо за внимание. |
|