|
Духовная деградация личности в рассказе «Ионыч» (Чехов А. П.)«В человеке должно быть всё прекрасно», — утверждал русский писатель А. П. Чехов. Если человек теряет свой облик, то такого и человеком назвать нельзя. В рассказе «Ионыч» Чехов выводит такого героя. Как и почему происходит деградация личности Дмитрия Старцева? Рассказ Чехова состоит из пяти небольших глав, раскрывающих жизнь Дмитрия Старцева. Д. Старцев из первой главы и он же, но только уже Ионыч, из последней — люди совершенно разные. Что же происходит с героем? В жизни героя нет крупных, переворачивающих жизнь событий, есть время, которое меняет человека, есть сам человек, меняющий свои стремления.
В начале рассказа Дмитрий Старцев начинает карьеру земского врача.Он трудолюбив, добросовестен, всего себя отдает больным в маленьком Дялеже. Он ещё молод, энергичен, полон надежд. Среда, в которую попадает Старцев, чисто мещанская. Самая интеллигентная в городе семья Туркиных глупа и смешна. Иван Петрович со своим запасом острот, Вера Иосифовна — писательница сентиментальных и нежизненных романов, их дочь Катерина Ивановна, энергично ударяющая по роялю, сначала вызывают у Старцева даже чувство удовольствия. Но в них не видно перемены. И когда молодой врач становится частым гостем в доме Туркиных, «домашние спектакли» становятся смешны и нелепы. Но Дмитрий Старцев влюблен в Катерину Ивановну. Он страдает, когда долго не видит Котика, восхищается ей. Он даже едет на кладбище, где ему назначено свидание, хотя отлично понимает глупость своего поступка. Бродя между могил, Старцев, с присущей его натуре поэтичностью, рисует в воображении жизни тех, кто покоится под камнями. Философские мысли о бренности земного вызывают протест в душе молодого человека: ведь он хочет жить, ждет любви. Он понятен и прекрасен в своих чувствах. Только одна маленькая деталь настораживает в облике Старцева: "у него появилась пара лошадей и кучер в бархатной жилетке». Он перестал ходить пешком. Его тревожит мысль: «Не надо бы полнеть!». Но так ли искренна любовь молодого человека? Удивительно, что, готовый свататься, он думает о том, какое получит наследство, как на него можно обставить квартиру. Он еще романтично объясняется в любви. Он на самом деле испытывает «нежное, радостное, мучительное чувство». Но получив отказ Катерины Ивановны, Старцев как-то быстро успокоился. Он испытал стыд, почувствовал уязвленное самолюбие, ему было немного жалко своего чувства. И даже три дня у него «все валилось из рук». Но остался рад, что хлопоты его не будут беспокоить. Это заговорила сущность героя, его ленивая натура, которая приведет его к полной потери личности. Через четыре года в рассказе совсем другой Старцев. У него тройка с бубенчиками. Он располнел. Ходить пешком совсем обленился. Главное его радость в жизни — пересчитывать деньги, полученные от больных. Встреча с Катериной Ивановной через четыре года только подчеркивает неспособность Старцева на чувства. Она и теперь ему нравилась. Ещё теплится огонёк, иногда даже разгорается от воспоминаний, но в конце концов тухнет совсем. Мысль, что он не женился, радует его. Конечно, мещанская среда Туркиных и всего города С. не может поднять человека. Да и Старцева уже не поднять. Он сам признаётся, что опускается, жизнь не радует его. И только воспоминания о мятых бумажках приносят ему счастье. А через несколько лет перед нами уже Ионыч. Всё в нём изменилось. Он неприятен внешне: распух, толстый, дышит тяжело, пот струится по лбу. На своей тройке с бубенчиками напоминает «языческого бога». Характер у Ионыча раздражительный, крикливый, бесцеремонный. Жадность его не знает границ: он богат, владеет домами и имением. Он совсем опустился. И виновата в этом не только затягивающая среда города С. Виноват в этом сам герой, живущий только материальным, не ставящий высоких целей, не умеющий бороться за себя, стремиться к жизни. Обновлено: Опубликовал(а): Ирина Московских Внимание! Спасибо за внимание.
|
|