|
В каких произведениях русской литературы XIX века в образной структуре сна использована ситуация «героиня, её возлюбленный и противоборствующие силы» и в чём своеобразие художественной версии А. С. Грибоедова? (ЕГЭ по литературе)Для произведений русской литературы ХIХ века характерно обращение к сновидениям как к одному из способов создания внутреннего мира персонажа. Схожими образными структурами обладают сны Софьи Фамусовой из комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума», Татьяны Лариной из романа в стихах Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» и Светланы из одноимённой поэмы В.А. Жуковского. Во всех перечисленных произведениях героини сталкиваются с противоборствующими им мистическими силами, олицетворяющими их страх краха отношений с возлюбленными. Так в романе «Евгений Онегин» во сне Татьяну Ларину преследует «косматый лакей» — медведь, который впоследствии уносит её к своему «куму» — Евгению Онегину, в гостях у которого «сидят чудовища кругом», желающие овладеть девушкой: они указывают на неё и кричат: «моё! моё!»; вокруг раздаются «лай, хохот, пенье, свист и хлоп», вызывающие ассоциации с демоническим. В поэме «Светлана» девушке чудится нечто страшное, она видит кого-то с «яркими глазами», зовущего её в путь, полный таинственной мрачности, картину которого воссоздают образы чёрного ворона, кричащего «печаль!», «тёмной дали», гроба с мёртвым женихом. В комедии «Горе от ума» Софью утаскивает от возлюбленного собственный отец в сопровождении каких-то «не людей и не зверей», их провожают «стон, рёв, хохот, свист чудовищ». Все сны имеют трагическую концовку, в которой героини так или иначе разлучены с возлюбленными и отданы во власть демонических сил. Если в романе Александра Сергеевича Пушкина и поэме Василия Андреевича Жуковского сновидениям свойственны фольклорные мотивы (обе девушки гадают, их сны пронизаны традиционными народными символами), то в комедии А. С. Грибоедова сон скорее метафоричен и ближе к реальности. К тому же, в отличие от снов Татьяны и Светланы, сновидение Софьи оказывается выдуманным, на что указывает её заминка перед началом повествования: «Позвольте... видите ль...». В этом и заключается своеобразие художественной версии Александра Сергеевича Грибоедова. Обновлено: Опубликовал(а): Ali_Hel Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|