Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Историческая наука в Российской империи в XIX – начале XX века (Сочинение на свободную тему)

Историческая наука XIX - начала XX века имела свои характерные черты. Прежде всего ее развитие характеризовалось очень активной работой исторической мысли в методологии исторического познания, широким спектром охвата событий прошлого, а также усиленным воздействием политики в государстве на историческую науку.

С этого периода времени особо ощущалась связанность науки и эпохи. Люди стремились к целесообразности путем поиска истинной цели, которая соответствовала бы существующим интересам общества.

Характерной чертой историографии России в период XIX – начала XX стало появление и оформление в исторической науке нескольких направлений.

Одним из таких направлений стало консервативное течение.

Сторонники данного направления стремились к сохранению самодержавного строя в Российской империи. Консерваторы основывались на Теории официальной народности и считали, что между самодержавием и судьбой государства существует нить, которая их связывает. Консервативные взгляды проявились в трудах таких людей, как М. П. Погодин,

Н. Г. Устрялов.

«Руководство к русской истории» — одно из известных учебных пособий, которое защищало самодержавный строй, всячески призывало к его сохранению. Д. И. Иловайский создал многотомник «Истории России», в котором показал свою приверженность Теории официальной народности. Как считает исследователь, движение народа представляется в лицах, а сама история зависит от того, кто стоит во главе этого народа. Для него самодержавие, православие, народность — это важнейшие компоненты для прогрессивного развития российского государства.

Либеральное течение считается вторым направлением в исторической науке. В его рамках нам известно две школы. Сторонники «государственно-юридической школы» считали, что история – это длительное развитие, эволюция общественных и политических отношений. Яркими представителями данного течения были К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин. Эти люди считали, что все преобразования в Российской империи могут исходить только из «верхов», однако идеальным состоянием государства, как они считали, является переход к конституционной монархии.

Выдающимся русским историком, который придерживался взглядов «государственно-юридической школы» был С. М. Соловьёв. Историю он представлял как некий процесс совершенствования государства и его составных частей.

Благодаря его труду «История России с древнейших времен» весь ранее накопленный исторический материал оказался систематизирован в единую систему, стройную концепцию.

Другой научной школой либерального направления была «позитивисткая».

После реформ российская историография развивалась в непростых условиях, которые были связаны с общественными и политическими проблемами. Под воздействием внутренних потребностей и усилившегося влияния западноевропейских стран историческая наука в России развивалась в русле с мыслями Запада. Так случился переход к позитивизму.

На некоторые области гуманитарного знания позитивизм оказал значительное влияние. Все это строилось на том, что позитивизм не стремился к точным данным, к научности, также он не требовал особых умозаключений. Бесспорно, это подкупало многих ученых-исследователей. Позитивистское учение убеждало людей в том, что и естественные, и гуманитарные дисциплины практически не имеют особых отличий, лишь немного отличаются в предмете анализа. Вся наука базировалась только на опытном, экспериментальном знании. В этом случае говорили о относительности результатов познания, ведь эксперименты носили субъективный характер и зависели от самих исследователей или ученых. Особенностью позитивистского направления было то, что в его рамках признавалось то, что человеческая природа единообразна. Уже из этого был сделан вывод о том, что изучение мировой истории возможности при помощи использования сравнительного метода.

C середины XIX века позитивизм базировался на опытной и экспериментальной направленности. Считалось, что сущность явлений и событий не играет особо важной роди, а само изучение необходимо было ограничивать жесткими рамками в изучении.

Впервые идеи такой направленности появились у Конта и Г. Спенсера. Они считали, что общество — это развивающийся организм. К данной школе относился В. О. Ключевский. Именно он создал «Курс русской истории». Он доказал, что общество зависит от внешний и внутренних воздействующих факторов.

Значение работ В. О. Ключевского в развитии исторической науки, бесспорно, очень существенна. Использовав особый логический подход к анализу исторических событий, исследователь открыл нечто новое в отечественной историографии.

Хотя позитивизм представлял собой господствующее направление, в конце XIX века в отечественной историографии начали проходить изменения, которые выразились в появлении новые направлений: марксизма и неокантианства.

Радикальное направление стало третьим течением исторической науки XIX – начала XX веков. Здесь очень выделить важную школу — этноисторичсекую. Сторонники такого подхода основным считали не историю отдельного государства, в том числе и России, а историю ее народа.

Н. А. Полевой по праву считает первым историком-исследователем в рядах этноисториков. С его точки зрения исследователь должен изучать не саму деятельность конкретных монархов, а историю всего народа. В своей шести-томной работе «История русского народа» он раскрыл закономерности исторического процесса российского государства, однако большая часть произведения все же была посвящена деятельности предшествующих правителей.

Известнейшим среди «этнографистов» является ученый Н. И. Костомаров. В своей работе «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей» исследователь описал жизнь и деятельность «бунтарей», например, Степана Разина.

Довольно популярным в XIX – начале XX века стал «экономический материализм». То есть под этим термином понималась прежде всего главенствующая роль экономической сферы в истории. Данное течение само по себе имеет достаточно расплывчатые границы и понятия, так как к этому направлению можно отнести и позитивистов, и марксистов.

Именно поэтому нельзя не упомянуть радикальное направление исторической науки — марксистскую школу. Такое направление как марксизм возникло из-за классовой борьбы и революционных событий.

Г. В. Плеханов – один из известнейших пропагандистов данного течения. Концепция «народ, вся нация должна быть героем истории» стала неотъемлемой частью работ Г. В. Плеханова.

Другим крупным историком, который придерживался марксистских взглядов был М. Н. Покровский. Он был первым исследователем, который применял концепцию марксизма к отечественной истории.

Однако марксистское направление в отечественной историографии XIX - начала XX нельзя причислять к лидирующим.

В XIX веке начали формироваться новое течение: реалистическое направление. Проблематика самих исследований претерпевали изменения в виде расширения поля действий под влиянием такой науки как социология.

Перемены непосредственно коснулись и самой науки, а точнее её организации. Научные идеи стали доступны народу после увеличения количество научных и исторических журналов и газет.

Итак, мы пришли к выводу, что XIX- начало XX века — это время формирования основных направлений в исторической науке в Российском государстве. В этот период шел активный процесс пересмотра взглядов на исторический процесс. В данное время исторические концепции разделились по государственным и общественным проблемам.

Значение исторической науки во всех сферах общественной жизни значительно возросло. Историки-исследователи оказались больше заинтересованы в участии в политической жизни государства, именно поэтому они принимали активное участие в избирательных кампаниях.

Еще долгое время в отечественной исторической науке происходил пересмотр позиций. Характерной чертой был и непринятие понятий предшествующего периода.

Историческая наука XIX - начала XX века претерпевала некоторые изменения с точки зрения самих исследований. За почти сто лет она приобрела новые черты, которые кардинально отличались от черт исторической науки XVIII века. Например, одна из самых ярких — это, то что историки оказывались все более и более заинтересованы в постижении истины.

Видными деятелями являлись Н. М. Карамзин и Н. П. Румянцев. Благодаря этим историкам историческая информация оказалась систематизированной, понятной и интересной для людей. Труды Н. М. Карамзина и вовсе перевернули сознание людей. Своей деятельностью они существенно повлияли на историческую науку XIX – XX века.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.