|
Вы здесь: Критика24.ру › Сочинение на свободную тему
Исторические воззрения Вильгельма Дильтея (Сочинение на свободную тему)Вильгельм Дильтей (1833-1911) — немецкий историк и философ-идеалист. Он известен не только как последователь направления «философия жизни», но и как основоположник описательной, или понимающей психологии. У Дильтея гуманитарное знание совпадает с науками о духе. Данные науки он ставит в противовес наукам о природе. Его современники, которые, в основном, придерживались позитивистских взглядов, были убеждены в том, что все науки по своей основе являются однородными. Точка зрения Вильгельма Дильтея очень близка по взглядам к другому философскому течению данного периода: неокантианцам фрейбургской, или баденской школы. Однако стоит отметить, что в рассмотрении этого вопроса ими и Дильтеем были существенные отличия. Неокантианцы придерживались мнения о том, что в историческом исследовании необходимо использовать рациональный метод. Дильтей, в свою очередь, считал, что «жизнь не может предстать перед судейским креслом разума». Дильтей представил концепцию «опыта» против эмпиризма. Современные философы, в том числе эмпирики и Кант, определили опыт, как чувственное восприятие, в своих теориях познания. Дильтей утверждал, что человеческий опыт не может быть сведен к элементам чувств и представлений. Опыт «Я» обязательно включает в себя его отношение с миром или «общение жизни». Понимание, таким образом, стало больше, чем просто когнитивным вопросом. Это было некое «повторное переживание в более поздних работах. Дильтей отличал «пережитый опыт» от абстрактного понятия опыта эмпириков. Он видел в нем единое целое, имеющее свою структурные отношения внутри мира. Пережитое, как понимал Дильтей, распространяется на прошлое и будущее. В словарях более поздней феноменологии опыт неизбежно объясняется в пределах своего собственно горизонта, включающего в себя социально-политические и исторические изменения. Опыт же для Дильтея не был чем-то изолированным и замкнутым в ментальной части человека, он был связан с социальным и историческим. Герменевтическая концепция Дильтея оказала решающее влияние на философию герменевтику в XX века, на идеи М. Хайдеггера, Х.Г. Гадамера, П. Рикёра.
Вопросы, касающиеся смысла и назначения истории, волновали многих людей еще со времен Геродота. Метод герменевтики, по мнению Дельтея, - это психологическая интерпретация события. Герменевтика-это теория или методология интерпретации. В Древней Греции мастерство и метод «интерпретации» называли герменевтикой. Этот метод применялся при истолковании священных писаний, классических текстов и законов. Он развивался как особая теория толкования в области филологии, теологии и законов. Вначале Фридрих Шлейермахер развивал «общую теория герменевтики», а затем за это принялся Вильгельм Дильтей. Причем данный метод начинает работать только тогда, когда появляются отношения субъекта к субъекту, ориентированному на диалог, переживание и понимание другого. На практике, которая основана на базе герменевтики, историк будто ассоциируется с объектом исследования и испытывает на себе импульсы и стимулы, которые определяет линию поведения этого объекта. Свобода деятельности историка несколько ограничивается, а применение свободной импровизации может привести к результату, который будет лишь отдаленно напоминать авторское произведение. Вильгельм Дильтей критически относился к историческому разуму. Его критика была конструктивна, философия Гегеля и позитивистов оказалась для немецкого историка чуждыми. Тезис Дильтеевской философии — это неотделимость истории от жизни и жизни от истории. И у жизни, и у истории есть смысл. Истоки этого смысла содержатся в человеке, только не в единичном представителе, а в историческом, потому что человек — существо историческое. Вильгельм Дильтей занимался развитием учения Гердера о принципе «историцизма», которое составляло основу немецкой классической школы. «Историческое чувство», инициатором которой являлся историцизм Гердера, способствовало развитию нового способа видения жизни. Историцизм выдвинул на первый план динамику, а статика ушла на второй. Мир стал изучаться через поток истории. Таким образом идеи философии Нового времени о неизменной природе человека стали считаться устаревшими, а это привело к их «вымыванию». Анализ философии Вильгельма Дильтея позволяем нам подчеркнуть особое значение «историцизма» немецкого историка. Своей задачей он считал в необходимости критического анализа возможностей, условий и обоснований познания деятельности людей. Субъектом познания, как считал Дильтей, является человек как творец. Познать же можно только то, что создано человеком. Поскольку история – это плод деятельности разных людей, значит и познать ее под силу человеку(историку).
В 60-70 годах XIX столетия от общих исторических принципов и точек зрения отделились некоторые учения. Учение Дильтея было среди них наиболее важным и позитивным. Именно он подверг критической оценки «исторический разум». Он не смог сделать это до конца, возможно, в силу множества различных гениальных идей. Историзм Дильтея — это некоторая психологическая согласованность и простейший методологический набор для практикующего исследователя с высокой изменчивостью. Во-первых, способ удержать «координату внимания», самого исследователя, читателя произведений в зоне исторического сознания. Во-вторых, схема переживания, затем выражения, потом понимания в действии. Дильтей сделал так, что историография была освобождена от искажающего воздействия на нее метафизики и естествознания. Это достижения – достижение, скорее, его гения, но никак не его метода. Среди продолжателей его дела не было достойных, поэтому его наследие воспользовались многие, например, Арон, Шпенглер и другие. Гадамер продолжил дело Дильтея. Он перенёс акцент с интерпретации текстов в целях понимания на интерпретацию текстов с целью репрезентации. Другими словами, Гадамер поставил эстетическую установку выше религиозной.
Теория истории Вильгельма Дельтея не похожа на другие эпистемологические концепции. Дильтей видел в познании составную часть процесса жизни. Манфред Ридель отмечал, что философия Дильтея явлется неким продолжением фалософии Канта. Дильтей тщательно занимался изучением человеческого разума и стремился понять суть познавательных процессов человека. У Дильтея разум автономен, и это основывается на том, что тот существует как переживание жизни. Философия Дильтея базируется на отказе от схематического кантовского мышления. Разум у Вильгельма Дильтея принимает форму не абстрактного, неточного, а конечного, наполненного жизнью разума. Этим объясняется свойственность филосифии Дильтея таких понятий, как «переживание», «понимание», «выражение».
Итак, Вильгельм Дильтей — это немецкий историк, философ. Его точка зрения отличалась от точек зрения его современников. Воззрения Дильтея базировалась на критическом подходе к историческому разуму. Дильтей был убежден, что познание — это важная составная часть жизни любого человека. По мнению Дильтея, концепция «опыта» противоположна эмпиризму. Дильтей был убеждён, что опыт людей не может быть сведен к элементам чувств. Опыт «Я», как он считал, состоит из связей с миром, «общением жизни» в том числе. Вильгельм Дильтей отошёл от кантовского мышления. Он выдвинул свои точки зрения на многие вещи. Например, разум у него не абстрактный, неточный, а имеет завершенную форму. Во многом с этим связано использование и присутствие в философии Дильтея таких понятий, как «переживание», «понимание», «выражение». Благодаря Дильтею историография оказалась свободна от рамок и излишнего влияния метафизики и естествознания. Его открытиями в области философии и истории пользовались такие люди, как Арон и Шпенглер. Хайдеггер и Рикёр, их идеи также подверглись влиянию философии, герменевтической концепции Дильтея. Гадамер, например, продолжил дело Дильтея. Конечно, акценты немного сместились. Тем не менее, Гадамер сумел оставить историческое сознание в чистоте и определенности. Обновлено: Опубликовал(а): Анна5 Внимание! Спасибо за внимание.
|
|